1

Тема: Пересказ снов

Перечитывая "Исцеляющие сны" Марка Бараша, наткнулась на отрывок. Решила запостить.

"Традиция пересказа снов различна для каждой из культур. Народность зуни, проживающая в штате Нью-Мексико, делает достоянием свои "плохие" сны, в то время как "хорошие" могут скрываться даже от ближайших родственников. Согласно обычаям народности момостенанго, обитающей в Латинской Америке, все сны - и даже небольшие фрагменты - тотчас рассказываются семье и племени. Один австралийский абориген говорил мне, что у его народности существует пословица: "Расскажи свой сон до завтрашнего рассвета". "Мы рассказываем сны группе людей, - говорил он мне, - потому что разные люди обладают разными талантами, которые могут помочь понимать сон".

(...)

"Задавшись целью получить представление о современной жизни индейцев, я говорил о социальном эффекте сновидений с Орреном Лайонсом, вождем онондагов, небольшого племени из рода ирокезов. Он подтвердил, что ирокезы и сегодня обращаются к снам при принятии коллективных решений. "Если у вождя возникает какой-нибудь вопрос, - объяснял, - он излагает его всему племени и спрашивает, не видел ли кто накануне "важный сон".

"Обычно мы не придаем снам большого значения, - заметил он, - хотя иногда такое случается: если, к примеру, кто-то объелся пиццы или если они представляют некое послание". "Но как вы это узнаете?" - поинтересовался я. "Просто знаем и все, - ответил он. - За нашими плечами знание десяти веков. Мы не особо этому удивляемся, это часть нашей жизни".

Включение снов в социально-активную жизнь характерно для многих культур. Боб Рэндел, австралийский абориген и мой друг, говорил: "Сны направляют нас, поэтому мы делимся ими; особенно если это сны пророческие. Однако в таком случае его будут обсуждать старейшины; важно, чтобы сновидящий действительно был человеком, на которого можно положиться. Если, скажем, человек четыре раза подряд видел правдивые сны, на пятые раз к нему прислушаются".

С другой стороны, ясно, что некоторые культуры погрузились в хаос, поскольку придавали бессознательному чрезмерно большое социальное значение. Однажды мне довелось провести день в обществе сэра Лорена ван дер Поста, друга и биографа Юнга, незадолго до его смерти. В нашей беседе я упомянул о том, что у пэйотов в конце XIX века существовал некий танец духа: сон одного из индейцев побуждал равнинное племя осуществить последнюю попытку восстановить исчезающий мир. Если исполнить танец, видение обещало, что буйвол вернется, а авшие воины вырастут из-под щемли; что бледнолицые будут разбиты, а само общество вступит в золотой период своего развития. Движение, порожденное сновидением, привело к непродолжительной и трагической войне. "Индейцы бежали на ружья солдат, веря, что их рубашки, освященные духом, смогут остановить пули, - рассказывал я ван дер Посту. - Разве не этого мы боимся? Наши сны говорят нам неправду, а мы идем за ними на собственную погибель?"

Ван дер Пост, чьи труды свидетельствуют о его страстной вере в сны, ответил изложением своего главного догмата: "Сон не бывает ложным. Каждая его деталь попала в него не без причины и имеет свое значение". Он привел пример, с которым познакомился за время своего длительного пребывания в Южной Африке. Маленькой девочке из племени амазоков приснилось, что ее племя должно принести в жертву все свои материальные ценности - съесть весь свой скот, составляющий значительную часть их богатства. Сон утверждал, что в день, когда они покончат с последними мирскими вещами, их предки выйдут из моря и прогонят белого человека.

Племя истолковало сон буквально. Когда люди начали резать скот, губернатор области, сэр Джордж Грэй (который затем изучал сны и мифы маори), безуспешно убеждал из найти альтернативное толкование сна: "Они  не желали слушать. Девочка объяснила им, что это лишь очередная уловка белого человека, который хочет сохранить свою власть". Грэй мог лишь отогнать часть скота к границе и ждать, пока не наступит неизбежный голод. Племя амазоков фанатично верило в сон, в результате чего погибли сотни тысяч человек. Они не усмотрели символизма сна.

Вечерело, и тени удлинялись; я спросил у него, в чем, по его мнению, заключался символизм сна. "Им следовало не уделять внимание материальному миру  и его ценностям, а повернуться к духовному наследию предков. Образы надо воспринимать как буквально, так и символично. И только в этом случае сон будет для вас правдивым", - ответил Грэй."