Иногда спрашивают, что я думаю про совмещение наркотиков, алкоголя и всякой мажеской практики.
(Сразу оговорюсь, что я не веду речь об умении пить хорошее вино в умеренных количествах, умении ценить хорошие вина – это другое, человек в этом случае не затыкает внешними средствами внутреннюю дыру, но это умение встречается реже, чем попытка оправдать зависимость практикой).
Плохо я про это думаю. Следующий вопрос неизменно бывает: «А как же шаманы?» и «А мы вот употребляли, и были такие интересные эффекты…»
Что от какого-то вещества может быть «интересный эффект», очевидно, но непонятно, зачем притягивать это за уши к магии. Кроме того, если для снятия каких-то блоков нужны вспомогательные средства, это паршивый сигнал — примерно как отсутствие музыкального слуха у музыканта, гордиться особо нечем, не говоря уже о том, чтобы это отсутствие слуха культивировать.
Аутентичные шаманы, к которым так любят апеллировать современные городские искатели, жили несколько в иной среде и в ту среду были неплохо вписаны; употребление ими веществ было все-таки сопряжено с различными церемониями и табу.
Помимо этого, шаманом становились все-таки не благодаря веществам. Заболеть чем-то серьезным, быть при смерти и выйти из болезни здоровым – вот был признак шамана, а вовсе не способность «дунуть» и «курнуть», потому что если бы это делало шаманом, от шаманов бы уже в те времена не было бы прохода, потому что дунуть и курнуть может каждый, для этого как раз ни умения, ни силы не надо.
У Мирчи Элиаде в «Шаманизме» упомянуты случаи, когда юноше или девушке, желавшим стать учениками шамана, предлагалось посидеть на холоде в мокрой одежде и не заболеть. Вовсе не мухоморы им предлагались в качестве проверки и не поле конопли.
Человек считался сновидцем, если племя уже имело возможность удостовериться в том, что его сны сбываются (то есть он несколько раз видел сны, которые были озвучены и подтверждались впоследствии). Человек считался шаманом, если его призвали духи и он вылечился в ситуации, в которой все остальные померли бы.
В нашу культуру галлюциногенные вещества не вписаны, и на это сетуют порой любители городского шаманизма. Однако, по моему мнению, «шаманить» им не удается не потому, что злое общество запрещает жрать грибы, а по другим причинам. По каким? Ну, не последней в списке, думаю, идет причина, по которой они, посидев в мокрой одежде на морозе, заболеют. Силы потому что нет. И не каждый желающий может шаманом быть, и было это известно еще в те далекие времена, когда грибы жрать разрешалось.
Меня как-то спрашивали про алкоголь: мол, говорили, что он мешает совсем, начисто перекрывает все и вообще нельзя никогда. Он не перекрывает начисто, он вполне уместен в умеренных количествах во время празднований. Кроме того, умение не пьянеть (или опьянев, сохранять контроль над собой) – умение необходимое (по нему можно определить, действительно ли человек практик), но если его нужно употреблять для снятия блоков – это зависимость, и это тот самый нехороший сигнал. Кроме того, он затрудняет настройку. Мне алкоголь обычно скучен, потому что я люблю работать, а чтобы работать после алкоголя, требуются дополнительные усилия.
Если без алкоголя скучно на любых сборищах, это так себе сборища; если без алкоголя некомфортно в субботний вечер, это повод заглянуть в себя и посмотреть на то, на что человек боится посмотреть. Если им убивается свободное время, если человек не способен расслабиться без него, это зависимость, и это не про магию.
Если для снятия блоков, визионерства (без отъезда крыши в неизвестном направлении), для сновидений требуются особые вещества, это самообман, потому что всего этого достигать надо так, без веществ. Если известны случаи, когда в рамках какой-нибудь традиции где-нибудь в Индии какой-то учитель дает вещества, и ученики у него таким образом достигают полной свободы от них, то не надо обманывать себя: во-первых, это, скорее, исключение (просто потому, что людей, способных успешно вести других через такое, гораздо меньше, чем декларирующих это); во-вторых, вы явно не там. Больше всего такие кивки в сторону чужих традиций напоминают подражание Эллочки Людоедки Вандербильдихе.
(с) Зау Таргиски, 2016