Брама, Великий создатель мира, спал, пребывая везде и нигде одновременно. Он пребывал в состоянии бесконечном и непостижимом. Не было ничего, что было бы вовне, и самого вовне тоже не было; окружности не было нигде, но везде был центр. Затем Брама проснулся и начал проявляться в мир.
Никто не знает, как и зачем Единый захотел проявиться в этот мир, а текст Ригведы предполагает, что и сам Единый может не знать об этом. Однако в какой-то момент Единый начал творить Вселенную из себя самого.
Человеческое сознание не в состоянии постичь этот процесс, поэтому он лишь образно описывается в космогониях разных народов. Мы говорим, что Единый захотел проявиться, — но какие могут быть желания у Единого, или, точнее, что за процесс мы приближенно описываем как желание Единого, непостижимо для человеческого разума, и слов таких в человеческом языке нет.
Каббалисты говорят, что вначале был Айн – Единый, затем Айн Соф – Единый Неделимый, перешедший затем в Айн Соф Аур – Единый Неделимый Свет. Айн Соф Аур сгустился и засиял в первой сфере мироздания Кетер – Короне. В этот момент появилась Вселенная, и этот момент символически отражен в Каббале означается как точка в круге. Круг символизирует бесконечность, а точка – математически малую величину. Единый оплодотворил сам себя и из Ничто зародилось Нечто.
Свет эманаций постепенно сходил вниз, сгущался, проходя через множество состояний, и в результате образовалась наша материальная Вселенная, в которой мы и пребываем. Там, где пребывает Брама, нет формы, нет даже подобия ее, но мы живем в мире форм и действий. Каббалисты сравнивают творение вселенной с последовательным зажиганием светильников, и каждый светильник после того, как от него зажгли следующий, завешивается тонким покрывалом: и чем дальше от первого светильника мы находимся, тем хуже видим его, если же мы будем поднимать завесы одну за другой, то в итоге приблизимся к нему и увидим его ясно, а затем сольемся с ним.
Единый творил Вселенную собой и из себя, кроме него не существует более ничего. Этот процесс подобно выдоху и вдоху, это подобно тому, как паук выпускает из себя свою паутину и затем вбирает ее обратно в себя. Поэтому говорят, что по-настоящему реален только Брама-Единый, а все, что создалось затем – лишь иллюзия, и как только Брама заснет, иллюзия-Майя исчезнет.
Доктрина Майи постулирует, что нет никакой материальной вселенной, основа ее ткани и самая ткань есть майя — иллюзия. Все чувственные переживания, все эмоции, все, что нас окружает, и мы сами — иллюзия, созданная из тела Единого. Реален по-настоящему только наш Дух, пребывающий в Едином и знающий, зачем мы пришли в этот мир.
Изначальный импульс не мог не исказиться, сходя в материальный мир: любое придание формы искажает изначальное. Если вы когда-нибудь переводили тексты с одного языка на другой, то знаете, о чем идет речь; у Толкиена в его сказках упоминаются эльфийские песни «ан-теннат» — их было очень трудно переводить на другие языки, и они всегда многое теряли при переводе.
Искра Единого, сходя вниз, все больше «засыпает», и просыпается уже в том состоянии, которое мы ошибочно называем бодрствующим. Это не есть что-то «неправильное» — таков путь познания для Искры Духа: сойти вниз, обрести материальное тело и затем проснуться. Без схождения в материю Дух бы никогда не решил свои задачи.
В этом «бодрствующем» состоянии мы делим мир на «я» и «не-я», на субъективное и объективное, внешнее и внутреннее, на дневное и ночное, на бодрствование и сновидение. Мы воспринимаем не суть вещей, а многочисленные отражения наших представлений об этих вещах. Мир, который мы воспринимаем, сконструирован нами же, и мы за «реальный мир» принимаем иллюзию об иллюзии.
Мы привыкаем обращать внимание на дневной мир, поскольку он кажется нам наиболее существенным, наиболее реальным. Это происходит потому, что фокус внимания всех окружающих нас людей сконцентрирован на «дневном» мире, и мы адаптируемся под общее восприятие, чтобы вписаться в социум, причем этот фокус закрепляется с возрастом: у детей такое восприятие отсутствует.
Мы предполагаем, что мир феноменов – событий, происходящих вовне, — является реальным, а то, что мы определили как субъективное, — нереальным. Тот потенциал, который заложен в искре, так или иначе реализуется, принося воспоминания, смутные ощущения о единстве со всем, что существует, проблески и озарения, но наше сознание также определяет эту информацию как субъективную и нереальную.
Каббалисты схематически представляют творение мира как последовательное прохождение эманаций Единого сквозь четыре мира; индийская философия разделяет четыре состояния сознания: сон, сновидение, бодрствующее сознание и состояние абсолютного сознания. Плотин утверждал, что первым состоянием Духа был экстаз; из экстаза сознание забылось в глубоком сне; из глубокого сна очнулось в бессознательности, но все-таки внутри себя, во внутреннем мире сновидений. От сновидений оно перешло во внешний мир чувств – по сути, в спячку для Духа.
Закон аналогии гласит: что наверху, то и внизу. Микрокосм подобен макрокосму, а человек –это проявленный Творец. Каждый из нас – это Вселенная, наш Дух – Единый, тело наше – материальная Вселенная, сотворенная им для того, чтобы реализовать что-то, что понятно только ему одному. Дух наш никогда не покидал Единого, и, пребывая в нем, знает все. Так же, как эманации Единого сходили, творя Вселенную, так и эманации Духа сходят вниз через несколько миров, сгущаясь, и выражаясь в поступках. Если мы – наши мысли, наши эмоции – являемся достаточно чистой призмой, то наши действия служат нашей изначальной цели, тому, что является нашим Истинным Желанием. Если же нет, то возникают искажения, и тогда наше Истинное Желание расходятся c мыслями, эмоциями и поступками.
Можно называть ту часть нас, которая является Единым, Духом, или Космическим сознанием, или Источником сновидений, — суть от этого не изменится.
Таким образом, Искра спит, а мы обычно пребываем в состоянии спячки – не сновидения, а спячки, глубокого анабеоза. Пережевывание мыслей, переживаний, прокручивание мысленной и эмоциональной жвачки раз за разом, — действия автоматические, привычные, характерные для спячки. Но в Искре заложен потенциал Единого, она обязательно пробуждается, и тогда человек начинает осознавать, что окружающий его мир феноменов так же нереален, как и мир его переживаний – и тогда приподнимается первая завеса перед светильником, свет отдаленного Источника становится виден лучше, яснее. Возвращение к Единому – снятие всех подобных «оболочек», когда остается только Дух.
Нашей целью в настоящий момент не является возвращение к Единому и уход в Нирвану – мы лишь хотим почувствовать Источник немного лучше.
Вся вселенная – сновидение; и вся вселенная повторяет саму себя в каждой своей частице, так океан повторяет себя в каждой своей капле. Капля всегда остается, хотя она и неразличима в океане – она может лишь изменить свою форму, но не суть. Сознание никогда не теряется, у Духа есть сознание, но оно иное, оно подобно капле в океане, границы которой нельзя отделить. Капля сама по себе – всего лишь капля, капля в океане сохраняет свою суть, теряя форму, и обретает свойства всего океана.
То, что наверху, подобно тому, что внизу, и изучая сновидение, работая с ним, мы восстанавливаем контакт с той частью нас, которая творила Вселенную как сновидение, которая выдохнула эту Вселенную или выпустила ее из себя, как паук паутину.
Поэтому целью изучения сновидений не может быть толкование снов; толкование снов – это всего лишь попытка приблизиться к Источнику, нащупав верную ниточку. Толкование снов – это как раз тот случай, когда важен не результат, а процесс. Даже после многих годов изучения сновидений вы будете сталкиваться со снами, которые не сможете понять, и это неудивительно: разве можно досконально изучить, понять, разложить по полочкам вселенную?
За счет чего возникают сны?
Возникновение образов происходит по тому же принципу, по какому творилась Вселенная: есть импульс, который затем обретает форму. От того, насколько чисто мы воспринимаем импульс, зависит «ясность» (иначе говорят – прозрачность) снов.
На поддержание состояния отделенности от остального мира требуется энергия – мы, будучи частью Единого, создаем форму за счет своих внутренних ресурсов. Воспринимая мир «из себя», воспринимая его как нечто отделенное от нас, мы тратим энергию на создание и поддержание определенных образов, форм, проекций. Если мы видим сон, это означает, что часть энергии оказалась связанной, как будто возник «узел», и то, что мы увидели , почему-то важно для нас. Поэтому если нам кажется, что мы давно поняли некий сон или разрешили некую проблему, и при этом по-прежнему видим сны все с теми же образами, это означает, что на самом деле узел не развязан. Он по-прежнему наполнен энергией и вызывает появление этих образов (обычно в таких случаях речь идет о каких-то эмоциональных проблемах, которые требуют очень большого количества энергии).
Если мы убираем часть своих проекций как ненужные, развязываем узлы, то этим возвращаем себе часть энергии, освобождаем ее. Тогда нам становится легче и в психологическом смысле, и в физическом, а наши сны становятся более ясными.
Вы по собственному опыту знаете, что есть сны, в которых чувствуется, что вы ближе к Источнику, чем обычно, — это какое-то ощущение значимости, весомости пережитого. Эти значимость, весомость, ощущение близости совсем не связаны с красочностью образов; наоборот, сам сон, его сюжет, может плохо запоминаться, но после него остается ощущение того, что было что-то важное, что вы не можете трактовать.
«Ясные» сны — это не когда вы можете управлять своим сновидением или когда видите необычайно красочную картину, вызывающую захватывающие эмоции. Это когда вы, проникая сквозь проекции и иллюзии, воспринимаете информацию более чистую, чем обычно. Такие сны возникают, когда есть свободная энергия и когда мы не тратим ее на создание других образов, на создание иллюзий, представлений, оценок – то есть на отделение себя от окружающего мира. Чем больше мы фокусируемся на попытке дотянуться до своего Источника, тем больше у нас остается свободной энергии на сновидение.
Что же такое толкование снов?
Состояние, в котором пребывает Дух, индийцы называют турьей, а Плотин называл экстазом, интуицией, ставя интуицию превыше всех остальных способов познания. Интуицией мы объясняем ситуации, когда мы действуем до того, как успеваем сформировать какое-то внятное суждение о том, как нужно поступать, и — «попадаем в точку». Чистая интуиция, неискаженная нашими мысленными установками и эмоциями, – это знание Духа, Искры, которая никогда не покидала Источник.
Трактовка, толкование сна – это уже интерпретация изначального импульса, и толкование, увы, зачастую
создает лишь больше иллюзий. Понимание сна и его трактовка – не всегда одно и то же. Понять сон и закрепить за каждым образом сна четкую интерпретацию-клише – разные вещи. Все образы, которые мы видим, созданы нами же для самих себя; они не существуют на самом деле, и тем более они не могут быть чем-то постоянным и единым для всех. Мы будем учиться понимать сон. Поэтому в курсе не будет объяснений, как «правильно» толковать тот или иной символ, мы не будем перечислять значения образов сна или классифицировать сны по «типу». Все, что мы будем делать, будет направлено на восстановление связи с Источником Сновидений.
(c) Зау Таргиски