Как вариант – «У меня есть сила, ужас-ужас, куда мне деваться», «Я хочу, чтобы мой Дар забрали, это ужасно».
Звучит на форумах и в пабликах, обычно сопровождается заламыванием рук.
Истории про то, как «бывалые и видавшие виды» сообщали более молодым на очень серьезных щах бежать «от этого» и ни в коем случае не приближаться, потому что это все очень тяжело, «вся боль мира на тебя ляжет, лучше мы свою ношу одни будем нести», существуют в некотором количестве, то есть это не единичный случай, а прям тенденция.
Так вот что я скажу.
Бывает так, чтоб на вас напало здоровье и вас расплющило от него или чтобы на вас насела бодрость и вы поломались от этого? Наверное, нет. Что это за «Дар» такой, что такая тяжелая ноша?
Дар, талант – это когда что-то получается легко и как бы само, и вы это, как правило, не замечаете, принимая за должное. Редко какой человек свой талант ценит и вообще считает талантом, потому что он для него естественен. Это как раз чаще всего то, про что человек скажет, пожимая плечами: «И чо?» — ну, никто же восторгается тем, что дышит. Человек, родившийся с талантом, тоже не очень представляет, как это – жить без него, и считает его неотъемлемой частью себя, не замечая. Поэтому хотите найти свой талант (а он, скорее всего, есть) – найдите, что удается вам легко и что вы не цените от слова «совсем» (просто потому, что не замечаете). Это, скорее всего, он, ваш талант, и есть. Ну или хотя бы способности.
Нет, далеко не всегда, конечно, мы свои таланты не знаем и не ценим, но если человек, заламывая руки, говорит о силе, с которой он не знает что делать, — вероятнее всего, это не она, не сила. Если дар – тяжелая ноша, скорее всего, это не дар, а какие-то игры в нужность, полезность и незаменимость.
Дело в том, что незаменимых, в общем-то, нет. Даже если боги в макушку поцеловали и назначили жрецом (ну, бывает), выбрав по известным только им причинам, отказаться, как ни удивительно, можно. Ну разве что предположить, что человек очень сильно накосячил где-то так, что он теперь работает в уплату, ему за это ничего не полагается, но и в этом случае отказаться можно. Ну то есть на это место найдется, в принципе, кто-то еще: любой человек с уникальным своим комплексом каких-то полезных качеств не настолько уникален, чтобы нельзя было подобрать кого-то на замену.
Чаще всего, когда говорят о «тяжелом даре», подразумевают, что этот дар нужно а) нести людям (всем, кто не успел увернуться), б) бесплатно, в) невероятно при этом страдать и желательно жертвовать собой. Потому что дар означает автоматически рабский труд.
Почему означает – не понятно. Это просто повторяется, и все.
Скорее всего, начинается эта вера с желания человека быть полезным. Вообще человек реализуется через других людей, даже если он яркий индивидуалист (в этом случае он противопоставляет себя другим, но другие-то ему все равно нужны), и через взаимодействие с ними (яркий индивидуалист на необитаемом острове не выживет со своей офигенной самооценкой, так как ему нужен фон – другие люди). И у «яркого индивидуалиста», и у «владеющего тяжелым даром» одна и та же схема взаимодействия: на фоне других людей быть в чем-то лучше. Это очень человеческое качество, очень человеческая амбициозность, плохого в этом нет ничего (самоуничижение не лучше и не здоровее), пока человека не заклинивает на каком-то шаблоне и он не впадает в невроз.
В то время как здоровое желание реализоваться и реализовать свои способности приводят к ощущению полноты и целостности, представления об «очень тяжелом даре» сопутствуют не то чтобы сочувствию «очень тяжелой судьбе», но готовности погрузиться в проживание таковой, добровольному страданию (львиная доля которого не нужна никому) и прочему синдрому самоуничижения на ровном месте.
Копнешь такой «дар», и оказывается там комплекс неполноценности, который всегда сопровождает манию величия (а «у меня такой тяжелый дар, но мир без меня рухнет» — это она, мания величия, только замаскированная под скромность и самоотдачу) и стремление слегка (или не слегка) набить себе цену – для начала в своих глазах. Это типичные социальные игры, в которых играющий получает свой завуалированный бонус. У Эрика Берна в небезызвестной «Игры, в которые играют люди» эта игра именовалась «Колени домохозяйки».
При этом бывают в жизни людей и перегрузы, и сложные ситуации, но это не внезапно свалившийся на вас дар и сила. Наоборот, наши способности, таланты и сила помогают пройти через трудные времена.
Сила не «раскатывает», как здоровье не может приковать вас к постели; дар не ложится тяжелой ношей – он подразумевает «можешь», но не «обязан». Если для вас «можешь» означает «обязан, притом бесплатно и когда не хочу», есть смысл покопаться в собственной психологии: видимо, вам когда-то внушили, что помогать вы обязаны вне зависимости от обстоятельств и собственных ресурсов и желания. Это – не про дар, это про нарушенные границы.
Самоотдача прекрасна, если вы через это реализуетесь и испытываете кайф и экстаз. В любую самоотдачу идут ради этого, а не ради того, чтобы мучиться, причиняя людям добро, от которого они не успели увернуться.
Дар, способность, сила облегчают жизнь, а не рушат ее. И от реализации любой способности или любого дара можно, в принципе, отказаться (в конце концов, у вас есть еще какие-то способности, почему бы не заняться ими), и никто, никто не будет вас за это шпынять. Реализация чего-то в себе – всегда добровольное занятие, даже если идея того, что вас заставят (потому что ты избранный, Нео!), очень греет вам душу. Другой вопрос, что реализация талантов дает ощущение полноты жизни, но тогда придется признать, что а) возможно, ваш талант в чем-то другом, а не в том, чтобы рваться на тысячу маленьких медвежат, «эзотерически помогая людям», б) вы занимаетесь этим ради себя, в первую очередь (а это уже некошерно в той системе ценностей, где получать удовольствие нехорошо и может аукнуться наказанием).
В общем, если у вас «тяжелый дар», есть смысл поинтересоваться: 1) есть ли у вас этот дар вообще (и почему вы решили, что он есть); 2) почему вы решили, что вы обязаны его реализовывать (нет, никакие высшие силы не стоят над вами с требованием); 3) откуда в вас взялась вера в то, что самореализация обязательно сопряжена с тем, чтобы лечь костьми.
UPD: про тру-шаманизм мы не говорим сейчас. Их, случаев этих, раз-два и обчелся у нас, а «тяжелый дар» процветает, по большей части,, на фоне «у меня есть дар гадать на Таро» и «меня с детства влекло все непознанное». И в упомянутых мной случаях это часто уже и не начальный этап (хотя именно на нем чаще всего заламывают руки), это часто этап «учу/принимаю клиентов».
(с) Зау Таргиски