Еще один распространенный миф про питомцев – что тот может по своему решению взять на себя болезни, кармические долги и проблемы хозяина в стиле «пришел – увидел – победил». Похожий миф касается детей: ребенок заболел или, к несчастью, умер – «это было его решение заболеть/уйти» (чтобы очистить, научить родителей т.д). Верование в то, что они могут «взять» на себя наши проблемы, родственно вере в расплату детей за деяния родителей.
В каком-то смысле это верование понятно: как и дети, домашние питомцы считаются как бы продолжением человека, его близким окружением. Стало быть, вредящее им вредит и хозяину/родителю самым прямым образом. Питомцы заняли эту особую нишу, поскольку они уже не домашний скот, который тоже жалко, но все же больше «движимое имущество».
Скажем, в деревне в былые века вряд ли поверили бы, что корова или лошадь – хоть и весьма ценное имущество! – могут «взять на себя по своему решению кармическую проблему». Скорее, если лошадь и корова погибали, соседи могли сказать: «Это его бог наказал!», подразумевая, что человек лишился имущества за какие-то злые поступки, но не потому, что корова или лошадь что-то «решили».
Питомец, однако, будучи выведен в народном сознании с уровня просто домашнего животного и развлечения до уровня компаньона (однако не обладающего всей полнотой прав), занимает место, схожее с ребенком. Когда-то домашние животные, включая вообще все ценности (включая человеческие жизни), которыми человек владел, становились искупительной жертвой. Затем на эти верования наложились верования в духов, живущих в некоторых животных-компаньонах, – и у нас готова комбинация «потенциально жертвенное существо, обладающее собственным сознанием и распоряжающееся жизнью по своему решению».
Надо заметить, что в концепции, включающей личные решения животных взять на себя болезни хозяина, часто вообще все заболевания – результат решения того, кто заболел. Если с тобой что-то случилось, ты сам так решил (и нечего тут ныть). С одной стороны, это такая полутерапевтическая фишка на случаи, выходящие за рамки человеческого контроля. Мы не все можем исправить, не все можем вернуть, и слова «так хотел дух», «так хотели высшие силы» («так бог решил») в переводе на бытовой язык означает «Мы не знаем, почему это произошло, и ничего не можем с этим поделать: это вне нашей зоны контроля». Это формулировка, помогающая принять случившееся и звучит в разных традициях почти одинаково. Это такое масло, смазывающее душу, чтобы не так больно было биться об углы реальности, когда есть вещи, происходящие «нипочему», по принципу «плохое случается». Человеку порой нужно что-то, какой-то смысл, чтобы справиться с этим. (Некоторым, к сожалению, и чтобы приосаниться в роли гуру, рассуждая о чужой трагедии).
Но все же питомцы болеют не потому, что они взяли на себя какой-то кармический урок. Бывает, что нечто, летящее в человека, цепляет и тех, кто рядом с ним, но все же это не потому, что «они так решили» — это потому, что они стояли рядом.
Чем плоха такая позиция, несмотря на ее утешительность, это отрицанием каких-то вполне контролируемых факторов.
Когда-то очень давно я услышала от одной эзотерической дамы, что ее многочисленное котовье поголовье стало сокращаться: котов рвало глистами, и они стали умирать. Чтобы до такого довести, нужно предельно безалаберно относиться к даче глистогонных средств, потому что это крайняя стадия зараженности гельминтами у кошек. Дама сообщила: мол, это бог услышал ее молитвы о сокращении поголовья котов. Я предложила обратиться к ветеринару, и она повторила: «Вы не понимаете, это бог сделал, я же его попросила!»
Неть. Поголовье котов – при желании его сократить – сокращается иными способами: стерилизацией и раздачей избытков. Не гельминтами, которые заводятся неминуемо при такой ораве и отсутствии медпомощи, так что версия с мудрой помощью свыше разбивается вдрызг.
То же самое с животными, которые что-то там «решили» взять на себя: не решили. Либо это недогляд, либо неизбежность/несчастный случай (в самом лучшем хозяйстве случается). В самом крайнем случае, который можно рассматривать как эзотерический, – вы попали под раздачу таким вот образом: грубо говоря, летело по касательной, задело по плечу. Но не животное сверхразумно решило вместо хозяина взять все на себя, и от того, что животное заболело/умерло, никакие болезни и проблемы с владельца не списываются.
(с) Зау Таргиски, 2020