Женская магия

Когда мне задавали в лотерее вопрос про женскую магию и, в частности, беременность, полагаю, спрашивающими двигала вера в то, что я в этом много понимаю. Поэтому сразу дисклеймер.

Честно говоря, длинные юбки как элемент непременных женских практик задели меня по касательной, и несколько инцидентов с хватанием на улице за разные части тела (не потому, что воронки, а потому что красивая женщина в длинной юбке с виду скромнее и беспомощнее) утвердили меня в мысли, что несмотря на мою любовь к длинным юбкам, мне в мегаполисе удобнее в джинсах или юбках выше колена: проще дать в голень (количество бесцеремонности, действительно, сократилось немедленно). Поскольку я очень требовательна к качеству проявленного ко мне стороннего внимания, а не к количеству, и поскольку между следованием догмам и удобством я выберу удобство, то длинные юбки как обязательная практика были отвергнуты: не оправдывает себя. Самооценка себя как женщины у меня от длинных юбок не зависит, хотя, повторюсь, люблю я их нежно и это очень красиво (и на мне — смотрится). Прилагающаяся к юбкам развесистая клюква насчет того, что женщина должна куда-то мужчину поворачивать, а то сам не допрет, как-то вообще на мне не прижилась, как я ни удобряла почву: внутренний голос упорно подсказывал, что гипотетический мужчина, которого нужно поворачивать и с которым нужно хитрить (это называлось «играть», но от перемены слов суть не меняется), наверное, стоит на более низкой ступени развития, чем я, а стало быть, гипотетическое партнерство с ним – мезальянс чистой воды. Ну а ключевой момент «женских практик» – если мужчина рядом с женщиной как-то не так себя ведет, это она виновата – это бред сивой кобылы: люди притираются, обучаются друг об друга, но их отношения определяются не энергиями мужского и женского, а обычной человеческой психологией, общностью вкусов и ценностей, а также — умением привлекательнее выглядеть и эффектнее что-то делать (вспоминаем учебник биологии).

Сим я расписываюсь в полной своей экспертной непригодности во всем, что касается плавных движений, вдохновления на подвиги, женской хитрости, непременной иньскости и что там еще полагается. Я не считаю это «старомодным» или плохим. Я наблюдала это в действии и могу сказать, что это существует, это вкусно и сексуально выглядит со стороны, но я играю в другие игры, поэтому советов, как быть правильной женщиной и творить магию «как женщина», я не дам. Можно просто творить магию, а как кто – определить уже на досуге, если будет интересно.

На этом месте можно было бы заморочиться, а достаточно ли настоящая ли я женщина, чтобы вообще на эту тему говорить, но я таки думаю, что да, достаточно настоящая 🙂 И еще у меня ноги красивые.

В то же время, нельзя сказать, что я рассматриваю человечество как однополое: тела у нас отличаются. Любая магия начинается с принятия себя со всем своим телом, и если вы принимаете тело, то все, что вы делаете, будет женским, если вы женщина, – или мужским, если вы мужчина. Будут ли эти действия технически сильно отличаться друг от друга – вопрос. Хотя да, майку мужчины снимают по-другому – со спины, и это они от природы так, я специально интересовалась, потому что меня завораживает процесс. 🙂 Может, и в технике магии-коллдовства тоже что-то такое, типа снятия майки со спины, имеется.

Магия женская и мужская во все времена определялась не столько природной склонностью, сколько представлениями о том, что подобает женщине и мужчине: Один таки овладел сейтом. Локи его потом дразнил, но ведь овладел же! И судя по всему, это означало не что он единственный способный на это, а что он единственный позволивший это себе; были границы дозволенного и приличного, а он ими пренебрег. Я слышала мнение, что женщина может колдовать и по-женски, и по-мужски, а мужчина только по-мужски, но мифы намекают, что ни фига. Думаю, каждый просто осваивает те способы, которые ему сподручнее, будь то плетение узоров, закручивание воронок (или что вы там себе представляете, создавая поток), врезание намерения в плоть мира или прокладывание колеи. И это больше зависит от личных склонностей, чем от пола.

Но: есть традиционные женские ремесла, которыми полагалось в прежние времена владеть любой (или почти любой) уважающей себя женщине. К ним относилось прядение, ткачество, вышивка, выпечка хлеба и приготовление прочей еды, поддержание огня, родовспоможение и т.д. Эти умения были частью повседневной жизни, это необходимо было уметь в первую очередь.Это нужно было уметь, не потому, что прядение нити было высокодуховным делом (оно было таким же высокодуховным, как пахота или охота), но потому что без этого не получилось бы выжить. Женщин-кузнецов не было не потому, что это «мужская магия» (напомню, что кузнец считался колдуном просто по факту профессии), а потому что было как-то несподручно махать молотом, имея тело вдвое меньше, чем у здоровенного кузнеца (который и среди мужчин своего сообщества был обычно крупнее), в то же время в руках были другие, более доступные ремесла – например, те, где так хорошо пригождались более тонкие пальцы. Как не было и женщин-мельников (что в народе всегда считалось еще одной колдовской профессией), разве что были жены мельников, потому что нужно было таскать тяжелые мешки с мукой и возиться с жерновами. Но это не доказывает, что женская и мужская магия сильно различаются в технике, а просто бытовая, повседневная магия творится тем, что в руках, что удобно, повседневным же, вместо того, чтобы тратить время на поиск других инструментов.

Женская бытовая магия отличалась от мужской не техникой, а тем, что было под рукой (и соответственно, какие движения, какие образы брались за «физический носитель»): повседневное колдовство кладется на бытовое, повседневное действие. Если повседневность – вышивка, ткачество, изготовление одежды, приготовление пищи на всех, колдовство кладется на это. Если вы почти ежедневно проверяете силки, добиваете зверя копьем, вы будете просто использовать другие образы, создавая поток. Это вопрос не женских-мужских занятий, а вопрос наиболее доступного. Поэтому когда говорят, что для женской магии нужно непременно изучить прядение или ткачество, это не совсем так: изучите просто какое-то ремесло, и если вы женщина, это будет женская магия (а какая еще?). Но если вы хотите делать конкретно то и конкретно так, как это делали женщины до вас, аутентично, и погрузиться в это, тогда да – изучите их образ жизни, их занятия, их ремесла.

А технически — отличается?

Я очень долго постукивала карандашом по столу, прежде чем начать писать, потому что понимала, что спрашивавший ожидал каких-то утверждений типа «женщина крутит потоки», «женщина в магии действует так-то», «женщина вынашивает и рожает, а мужчина «выстреливает» и прочее. И вообще ожидают уверенности. И с одной стороны, мне очень хочется показаться экспертом, сделав серьезную морду (ведь это повысит мой авторитет). Я долго боролась с собой, потому что мой авторитет – это, черт возьми, и клиентура тоже, а когда в хозяйстве лишними были деньги?

Но я не могу утверждать что-либо про особенности «женских техник», потому что не имела возможности наблюдать техническую разницу между женской магией и мужской. Ну, скажем, типичное разделение, известное нам, — гальдр и сейт. Сейт был «женским», «пассивным», схожим с одержанием, гальдр – мужским. Но вот Один взял, наплевал, что будут ржать и дразнить, и овладел сейтом. Менее мужественным, надо полагать, не стал. И, если считать, что в мифе звучит отголосок более древних практик, можно предположить, что раньше этой границы не было, то есть она, скорее, культурная, чем физиологическая.

Те мужчины — осознанные колдуны, которых мне встречалось очень мало и которые что-то делали на моих глазах, по-моему, колдовали точно так же, как женщины. Могу ли я из этого сделать вывод, что так происходит всегда? Нет, конечно, у меня все-таки довольно специфический круг общения, и подобное тяготеет к подобному.

Да, я по касательной сталкивалась с теми, кто делает иначе, — не кручением узоров-потоков, не созданием паутин, а как-то тяжелее, что ли, — но, скорее всего, это из-за личных склонностей, которые в том числе, — результат воспитания, воздействия определенной среды, где поощряются те или иные качества, а внутри одного пола этих различий больше, чем между полами.

Другой вопрос, что женщин, колдовавших неосознанно, мне встречалось значительно больше, чем мужчин. Возможно, потому что женщины выполняют и сегодня примерно те же функции, что и раньше, преодолевая сопротивление окружающей среды (хотя этого сопротивления сейчас меньше), в то время как функционал мужчины-охотника/защитника/воина сильно уменьшился: добыча не требует столько сил, да и женщины тоже добытчицы. Мужчины в поисках своих инициаций подаются в бизнес, в экстремальный спорт, в политическую игру, где есть опасность, риск, конкуренция, т.е. туда, где есть акцент на выживании – том, что заставляло человека видеть вещие сны, нутром отличать хорошую воду от плохой.

Например, то, что сейчас позволяют делать «умные часы» — гаджет для отслеживания ребенка в пространстве, — я делала долгие годы сама; были бы у меня умные часы, мотивации научиться не было бы. Зачаток способности был, но развилась эта способность в полноценное умение только под влиянием необходимости: изначально мне жизненно важно было знать, тянется мой ребенок к розетке или нет, пока я мою посуду на кухне, и именно так я научилась удаленно отличать скачок тогдашнего малышового интереса «Ух ты!» от спокойного настроения, когда он делал дозволенное. Способность матерей чуять состояние своих детей за многие километры – отсюда же, от жизненной необходимости. Если в среде отсутствует сопротивление, вызов, который нужно преодолевать, магичности развиваться и не с чего.

На фоне этого я встречала утверждения, что женщины сильнее в магии. Да вот фиг их знает, дорогая аудитория, нет у меня достойной выборки в историческом срезе. Обычно все эти утверждения даются в виде догм, без каких-либо оснований. Никто не сидел двадцать несчастных лет, как Мендель со своим горохом, чтобы убедиться в ходе независимых исследований, чья магия магичнее. Как в некоторых традициях и в некоторые времена утверждалось, что мужчина – прообраз бога, а баба – батарейка при нем (и пусть скажет спасибо, что ей дали мужчине ключи подержать или какие другие части тела), так сейчас утверждают, что любая женщина от природы колдунья, а мужчина недоделан. Мне иной раз кажется, что и то, и другое утверждают одни и те же люди, перерождаясь в разных условиях (и прихватывая из жизни в жизнь свою способность хорошо устраиваться, объяснив себе и другим, почему они лучше).

Беременность и роды

Считается, что рожавшая женщина, колдуя, результат «рожает», как бы вынашивая его и выпуская в мир, а стало быть, работа с потоками стихии Земли ей легче удается. И что рожавшая женщина сильнее, чем нерожавшая.

Но, во-первых, не всякая рожавшая женщина становится матерью, даже номинально воспитывая ребенка (а именно обращение к этой ипостаси, как считается, открывает женщине дополнительные возможности). И подчас для того, чтобы стать матерью, женщина может воспитать чужого ребенка. Поэтому сам ли факт рождения важен (ведь нередко, родив, женщина так и остается внутренне девочкой), или все-таки важно, чтобы было принятие ответственности за другую жизнь, — я не уверена.

И можно ли ограничивать рождение физическим рождением ребенка, или другие акты творчества тоже считаются?

Любой опыт меняет человека и сильно прибавляет ему в плане инициации; экстремальный опыт меняет рывком и проводит через очень сильные переживания, меняющие радикально. Роды – опыт экстремальный. Но никто никогда не проводил экспериментов с последующим наблюдением за рожавшими и нерожавшими женщинами и их силой, никто не создавал контрольную группу. Кроме того, если считать количество физически зачатых детей (а оплодотворение – в общем, тоже выпускание в мир из себя новой жизни) синонимом магической силы, то друиды, принимавшие обет безбрачия, должны быть сброшены нами со счетов (потому что как проверить их спермограмму-то, если детей не было? Может, там половина были бесплодными от природы?). Так что темна вода во облацех.

В то же время, прямо скажем, рожавшая женщина, ставшая-таки матерью, уж если приложит проклятием, так приложит. Как любое инициированное существо, она (если не помрет в инициации, конечно) сильнее неинициированного. Но кто сказал, что инициация возможна только таким образом и что порождать жизнь можно только таким образом? Скажем, разве не является ли хирург-чайлдфри, собирающий пациента по кусочкам, или бездетный реаниматолог таким же инициированным существом? Разве не любой человек, видевший грань близко от себя и переродившийся в результате этого, является инициированным? А ведь традиции инициаций именно таковы: человек ставится на грань. В таком случае, роды для женщины – лишь одна из имеющихся возможностей, наиболее доступная?

Опыт нас меняет. Он необратимо меняет все, что мы делаем, становясь частью нашего существа. Мы, колдуя, в любом случае обращаемся к тем ощущениям, переживаниям, способам, образам себя, которые были результатом полученного опыта. Если в вашем опыте были роды, то они повлияли на вас сильно. И основной фактор инициации в родах – ни фига не боль, а то, что ты сталкиваешься с ней один на один, ее нельзя отменить, ты не можешь ее заранее предсказать, если роды первые, и это нечто, происходящее с тобой. Ты в центре шторма, как Элли в домике, и хотя современная медицина почти обещает, что ты приземлишься в сохранности, но у нее нет таблетки, чтобы это отменилось, рассосалось и ты пошла домой прежней. Это нечто, что нельзя остановить, отменить, от чего нельзя спрятаться, оно происходит с тобой и выход только один – дойти до конца туннеля.

В моем опыте родов был также очень важный, краеугольный момент, который сильно изменил меня и мой подход ко многим вещам (собственно, это и был свет в конце моего тоннеля): когда после часов пребывания в цепких когтях схваток и моей попытки как-то уйти от того, что дарило бесконечный дискомфорт, ко мне подошла акушерка и, присев рядом со мной, сказала: «Ты делаешь неправильно. Ты пытаешься уйти от боли, убежать, а нужно идти ей навстречу. Вот прямо разозлись и вытолкни; усиль ее, разорвись пополам и выталкивай ее, не бойся!»

Вот это был инсайт. Вот это меняет. А не то, что из тебя появился живой младенец (тоже мне, новость, клетки поделились). То, что внутри вас появилась отдельная тушка, – конечно, тоже чудо, но если вдуматься, деление бактерий — чудо того же уровня; а учитывая, что первых клеток в младенце ровно пополам — отцовская и материнская, — сложно назвать это чудо исключительно «женским». Родить – женское действие, да, но тут как с традиционными ремеслами. Магия-то одна, действия разные, и когда мы колдуем, мы просто обращаемся к тому опыту, который нас в свое время изменил. Значит ли это, что если вы не рожали, вы слабее? Нет, если есть другой опыт и вы из него тоже многое взяли, если он захватил вас, перевернув в вас все и расставив по-новому. Вы будете просто обращаться к другим образам. Сколько вы взяли из своего опыта – вопрос к вам. Значит ли это, что рожающие с анестезией менее магичны? Не уверена. Значит ли это, что только пережившие роды магичны? Тоже сомневаюсь. Неспособность воспроизвести конкретно деление клеток не отменяет способность создавать как-то иначе, да?

Можно ли вообще утверждать, что для магии нужно обязательно переживать экстремальное? Что опыт не может быть мягким, щадящим, бережным? Сомневаюсь сильно: по моим наблюдениям, то же научение гораздо более гладко проходит в бережном постепенном режиме, чем в экстремальном. В экстремальном оно просто быстрее, но и побочных эффектов больше. Экстремальный опыт нас меняет рывком, но значит ли это, что это лучший путь? Я бы не стала так утверждать. Наиболее доступный – пожалуй, да. Обязателен ли экстремальный опыт вообще? Не уверена, просто человек жил на протяжении многих тысячелетий своей истории бок о бок с ситуациями, где его жизнь висела на волоске, и многие инициации – воспроизведение или обыгрывание этих ситуаций: воля богов такова, чтобы ты все-таки жил, но ты переродился, вот тебе другое имя, все дела.

Когда я говорю «я не уверена», это не значит, что я не согласна с чем-то. Это значит именно то, что я не уверена, у меня нет доказательств, мне не на что опереться. Я не уверена, я не могу утверждать. Хотя за уверенность хорошо платят.

Говорят, что нужно следовать природным, животным законам (отвергать их глупо, в самом деле), и человек магичен, если выполняет свою программу размножения: мол, так выясняется, силен ли он достаточно, здоров ли, и только если да, он может воплощать собой божественное, быть Богиней-Матерью, рожающей и оплакивающей своего Сына, или Охотником, умирающим каждую осень. Но если вдуматься, в природе все устроено несколько сложнее, чем просто размножение и продолжение рода; есть огромное количество случаев у тех же стайных животных, где животные не размножаются, но выполняют другие роли; в человеческом сообществе это присутствует в ярко выраженном виде, и говорить, что это «не природно», я бы, ох, не стала: оно тоже природой заложено.

Все, что можно утверждать, — что для магии нужно быть по возможности здоровым и крепким, нужно иметь хорошую психику, потому что она будет расшатываться, и будучи с самого начала неустойчивой, полетит к чертям собачьим, а здоровье тоже сильно реагирует на стресс. Остальное – опционально.

Что касается беременности: много чего говорится о том, что если ты хорошая колдунья, то и беременность у тебя хорошая, потому что ты сама хорошая и природа в тебе природная, но скажу я вам, на самом деле многое зависит от генетики: будет ли вас бесконечно тошнить, или вы будете бегать огурцом, зависит от того, как все это переносили ваши предки (надо полагать, что как-то переносили, раз вы родились). Говорят также, что колдунья может поправить себе генетику, но я снова не могу сказать, что уверена в этом: я не наблюдала однозначных результатов, не было контрольной группы, простите. Колдуний, которые списывали свою хорошую генетику на свою магическую силу, я наблюдала.

Опять же, желанная беременность (как и отсутствие лишней нервотрепки) дает приподнятое настроение , это на руку организму. Дает ли беременность возможность прыгнуть выше головы, потому что организм работает, как ненормальный? Да, если вы себя хорошо чувствуете (благодарите генетику и психологическое здоровье). Я не могу вам ничего сказать на основе своего опыта, потому что беременность у меня была, но, как в анекдоте, «я в тот день работал» и сильно нервничала, потому что не все принципы Настоящей Женщины мне тогда удавалось воплотить.

Все, на самом деле, что можно сделать в этот период, – слушать свое тело, свои инстинкты, и понимать, что работает и почему, почему вы чувствуете это или не чувствуете того, почему вам до ужаса страшно оставлять младенца даже с другим взрослым (сердце не на месте и хочется немедленно вернуться) или, наоборот, почему вы можете уйти и не вспомнить про него. Это не магия, это гормоны и предыдущий опыт. Распространенное убеждение, что женщина, принимающая себя (и тем более, колдунья), «помнит, как надо», может обернуться во вред, потому что те же обезьяны принимают себя как есть, «мозги не включают», а вот, поди ж ты, молодая самка, выросшая в неволе и не наблюдавшая за старшими самками с детенышами, запросто отвернется от новорожденного, потому что ни фига она не знает, не чувствует и инстинкт ей не подсказывает, хотя куда уж ближе к природе-то. Поэтому не стоит полагаться только на инстинкты (они, конечно, работают, но их же еще распознать надо) или «опыт настоящих женщин»: книги читайте, читайте книги, блин. Тогда вы поймете, где здоровые инстинкты, а где блажь.

Я не наблюдала, чтобы женщина переходила в ипостась матери от самого факта родов. Она становится такой в процессе принятия ответственности за чужую жизнь и вклада в нее.

Поэтому что касается тела и его природной предрасположенности к более магичной магии в период беременности – ну, не знаю. От чего может зависеть ваша более магичная магия в это время – от вашего понимания, что вы сейчас представляете собой двойную жизнь, и на вот этом образе подобия усилить поток чувства, умножить посыл, потому что вся магия – сила веры, мысли, подъема чувства и способности изменять сознание.

Поэтому физически беременность на вашу магичность, наверное, нет, не влияет. Психически – может повлиять, если вы умеете это готовить. Беременность и роды – не то, что физически дарит вам какие-то особые колдунские силы. Это процесс, который вы можете использовать для того, чтобы используя сравнения, подобия с источником жизни или что вы там берете за основу, почувствовать этот источник, коснуться его и из этого что-то взять и сплести.

Можно это сделать, не беременея? Ну, мужчинам это как-то удается, надо полагать. Думаю, это возможно.

Резюмируя

Думаю, что в делении на «мужскую» и «женскую» магию дело не столько в теле и «естестве», сколько в некоторых состояниях, которые можно упустить из виду, привыкнув действовать одним-единственным способом; и если ваш опыт – успешно бросаться грудью на бойницу – то легко привыкнуть к тому, чтобы делать всегда только так и быть только в этом. Ну… все равно что всегда рисовать только котиков. Или только черный квадрат. Или играть на пианино только собачий вальс. И полезно, обращаясь к каким-то уходящим в прошлое способам воздействия на мир, вспоминать: умею ли я превращать одно в другое, как Керридвен в своем котле, и где спрятано во мне то, что это умеет? Умею ли я открывать истинную суть людей, как Кирке? Подобно ли то, что я делаю, плетению узора или ткачеству полотна, или я все время только и делаю, что тыкаю ножом в плоть мира? И если последнее – может, поискать в себе и умение плести узоры тоже? Не потому, что оно «женственное», а потому, что это – тоже часть целого.

И еще: согласно тем же принципам, есть еще и Темная мать, пиздец и начало всему. И она может поставить точку в любой фертильности, она стоит в конце любой красоты, она своей рукой определит, жить ли тебе дальше. Легко. В любой момент.

Женская магия без нее невозможна, а почти все, что я видела из «женских практик» до сих пор, было направлено на то, чтобы создать иллюзию (в первую очередь, у себя), что есть только набухание почек и цветение и оно будет вечным. Все в любой момент может закончиться, любой поворот в жизни может случиться; наблюдаемая же мной «женская магия» была направлена на то, чтобы как можно дольше закрывать глаза на эти повороты и случайности, а уж если что-то «стряслось», то это лишь потому, что ты недостаточно хороша, недостаточно Женщина, а не потому, что так тоже бывает. А только единение с этой последней точкой всего дает опору, это и есть пребывание на мосту, между рожденной Вселенной и Великой Бездной.

UPD:

Вообще «женская магия» в адекватном варианте — движение не за патриархальную модель, не за кручение воронок юбками и тем, что под ними, в течение часа, не за то, что женщина якобы не может делать замечание мужчинам старше пяти лет (это с чего бы вдруг?), а за то, чтобы не упрощать жизнь. Сейчас поясню.

Есть такая штука — упрощение; иногда это хорошо, иногда не очень, зависит от того, что и зачем упрощается. До какого-то момента упрощение помогает сэкономить силы, не тратя на лишнее, отжившее; но есть точка, после которой упрощение сглаживает все события в один невыразительный конвейер: субъективное восприятие времени очень зависит от количества впечатлений. Чем больше впечатлений, тем дольше, по ощущениям, ты живешь; чем меньше, тем быстрее время идет, вплоть до того, что открыл глаза — и уже вечер, и так каждый день, и прошедший год не воспринимается как долгий период. Если впечатлений много и они качественные (конечно, должно быть и время на кажущееся ничегонеделание, когда впечатления усваиваются и вообще какие-то глубинные процессы происходят, без этого вы тоже будете мчаться), то произошедшее утром будет казаться очень давним событием, потому что многое отделяет нас от этого утра. Не по часам и минутам, а по тому, что с нами случилось.

Впечатления жизнь субъективно удлиняют; а в эти впечатления входят не только (и не столько) прыжки с парашютом и восхождения на Эверест, сколько повседневные какие-то мелочи. Если провести эксперимент и питаться одним и тем же каждый день, одеваться каждый день в одно и то же, выбрать один и тот же график/маршрут, дни будут проноситься быстро, как вагоны летящей мимо электрички, а ощущение прожитой за это время жизни — обнуляться, как собранные блоки в Тетрисе.

И когда «женская магия» подается под соусом «сделай красиво, со вкусом, разнообразно, интересно» — по сути, это про детали, не дающие совсем, до конца, упростить жизнь. Скажем, удобнейшая одежда «унисекс» вся похожа друг на друга не только в рамках одного пола или одного производителя (найдите десять отличий между осенними куртками цета хаки), но и между полами — у женских курток есть разве что шнурочек, позволяющий подчеркнуть талию. Поэтому получается, что из жизни все больше исчезают детали, цепляющие взгляд, отличающие одно от другого.

Это не может проходить незамеченным для человека, хотя многие понимают это, скорее, интуитивно, а не осознанно, и порой под «женской магией» подразумеваются разные детали и детальки, которыми можно украсить свою жизнь, усложнив ее (детальки сильно зависят от вкуса ведущего). Женщины это умеют/учатся этому чаще (тот самый уют в доме, красота жизни, вдохновение окружающих — отсюда же), но мужчина, который этому учится (обычно не специально, а вприглядку, обитая рядом с тем/той, кто это умеет), тоже сделает такой уют, используя не подушечки с рюшечками и длинные юбки, но другие детали вкусной жизни.

Еще «женская магия» и «женственность» бывает про принятие тела; «как мужик» — это порой не про то, что женщина делает, а про то, как она к телу своему относится. Неприятие того, что тело у тебя есть и оно вот такое (нет-нет, я не про плавные движения сейчас), плохо не тем, что оно не женственное, а тем, что это невротическое. И среди длинных юбочек с косыночками и непотреблением продуктов насилия это наблюдается так же часто; поэтому, по сути, всякие медитации на «нижних чакрах» — это действительно такой вежливый способ сосредоточиться на половых органах и, черт возьми, разрешить их; перестать прятать грудь, сутулиться и вообще стесняться того, что ты есть и родилась девочкой.

Так что, на мой взгляд, женскую магию часто путают с двумя явлениями (вполне полезными, но необязательно связанными с полом):

1) хорошим усложнением жизни, добавлением деталей — но в этом случае ведущие часто забывают, что уникальность и разнообразие — необязательно длинные юбки, и пытаясь добавить разнообразие, начав с разделения полов, делают все очень однообразным в рамках одного пола, и в итоге сводят весь эффект на нет;

2) принятием тела, разрешением ему быть — в этом случае ведущие забывают, что «мужские» действия необязательно связаны с неприятием тела.

Есть принятие тела (а тело у мужчин и женщин отличается) и хорошее, вкусное разнообразие жизни — считайте, вы прослушали почти весь курс женской магии. 🙂

(с) Зау Таргиски