Черепушки как антураж

Недавно попалась в сети фотография с девушкой в «магическом кругу», вокруг которой были расставлены «человеческие» черепа; в руках она держала один из них и с таинственным видом на него смотрела. Фотография подавалась как жутко атмосферная; правда, оставалось загадкой, на кой черт деве столько черепов и о чем она с ними разговаривает (судя по фото, лясы она точила по очереди с каждым). И хотя гадание на черепе (как и гадание на останках вообще) практиковалось, но количество на фото слегка удивляет.

По сути, череп – сам по себе не столько инструмент, сколько символ того состояния, в котором нет страха перед смертью и в котором смерть воспринимается как продолжение жизни; того особого, колдовского, многомерного восприятия, которое не человеческое именно в плане отказа воспринимать себя как исключительно кости и плоть и отождествлять свою жизнь с жизнью этой самой плоти. Того мировоззрения и состояния, из которого череп не означает плохого и вредоносного для колдующего, потому что способность смотреть между мирами дает и иной взгляд на многие вещи и явления.

Способность смотреть между мирами, проходить через смерть и страх, прозревать суть вещей символизировал череп, внутри которого горел огонь и который был подарен в сказке Бабой Ягой Василисе в обмен на ее усердную работу. Он – указание на способности самой Василисы, которые та обрела, когда прошла испытание Темной Матери и, будучи посланной на смерть, вернулась посвященной колдуньей. Сам по себе череп – не магическое оружие; оружие — сила, обретенная Василисой благодаря ее способности между мирами ходить, видеть и действовать. От горящего взгляда черепа негде было укрыться в избе злой мачехе и ее дочерям, взгляд настигал их, и они сгорели дотла – и дело не в том, что сам череп символизирует смерть, а в том, что Василиса, побывав там, за гранью, обрела способность видеть правду, и от этого взгляда – взгляда правды, высвечивающего все скрытое и таким образом обличающего, — действительно не скрыться. Это не символ смерти как противоположности жизни (потому что противоположность смерти – не жизнь, а рождение), а символ посвящения, обретения особой милости Темной Матери, испытание которой прошла Василиса, а злая мачеха и ее дочери – не прошли.

Проклятие конским черепом подразумевало не то, что символ смерти повернули в сторону врага (точнее, и это тоже, но не потому, что конский череп символ смерти), а примерно то, что поставивший обладает особой силой, его взгляд видит правду, укрыться от него нельзя, и эта правда настигнет того, на кого обращен ее взор.

Интуитивная тяга к черепушкам в арсенале – тяга к камертону, по своему отношению к которому мы сверяем свое состояние и настрой. Встречая же упоминание, что кто-то где-то все время носит с собой череп (мне где-то встречалось), можно с уверенностью говорить о создании образа для публики. Учитывая, что таскать с собой череп хлопотно, я задумалась бы над целями. Потому что в его постоянном присутствии рядом с практиком нет никакой нужды.

Еще текст в тему:

«В типе 480 интерес у мачехи иной — она, судя по всему, ждет от богини земных благ, но их получает падчерица, которая успешно прошла испытания. Не на стойкость, мужество, доброту, отзывчивость — это позднейшая интерполяция, — а на соответствие колдовскому кодексу. Из уха кобыльей головы и из чертогов госпожи Холле выходит новая девушка — настоящая ведьма, снабженная магическими атрибутами, дающими богатство и успех. Сводную сестру (незадачливую ведьму), не угодившую хозяйке или хозяину, ждет расплата.» (А.В. Волков «Страшные немецкие сказки» http://rutlib.com/book/4990)

Френд udagan_horsa еще порекомендовала Неподкосова С. «Символ мертвая голова» для чтения по теме.

(с) Зау Таргиски