Артистичность в книжках по магии

Бывает, человек пишет полную ахинею: что-нибудь про ченнелинг с душами, живущими на обратной стороне Марса. Или, как некоторые деятели, вещает, что его контузили йотуны, когда из лазерной пушки с Луны пуляли.

А люди его слушают — и не только потому, что у некоторых снижена критичность, но и потому, что они приходят к таким рассказчикам вовсе не только (и не столько) за «действующими техниками» и не только за властью над миром. Они приходят, в первую очередь, за уверенностью в собственном праве самим определять свой внутренний мир, которую пытаются перенять и встроить в себя. Этим объясняется популярность огромного количества в разной степени отшибленных людей, верящих, что они реинкарнация величайших магов: вместе с доктриной разной степени упоротости человек причащается уверенности, возможности без оглядки на внешнее мнение принять решение о том, кто он и каков он – со всеми плюсами и минусами этой уверенности. Эту уверенность люди и копируют у гуру. Дальше все зависит от степени ушибленности гуру о косяк и восприимчивости слушателей: доктрина принимает форму, куды нолито.

Почитаешь про контузию и думаешь: все фигня, давайте будем реалистами, ну нельзя же верить в йотунов с лазерной пушкой, в самом деле.

Но все не так просто. Нередко люди бросаются в другую крайность — ярый материализм, причем очень упрощенный и плоский. Не могу потрогать? Нету этого. Эмоции? Да биохимия это и все. Нет никакого «загадочного взгляда», как говорил Базаров. И жить так, вроде, правильно, но почему-то очень тоскливо.

Так как вместе с ахинеей выбрасывается то самое ценнейшее переживание своего внутреннего мира как полноценной реальности.

Многие себе этого с самого начала не могут позволить, им именно поэтому нужны доказательства того, что «демоны существуют»: ну, чтобы тарелка застучала, чтоб стуки раздались – поэтому они старательно притягивают за уши любые материальные проявления как знак. Именно они просят «докажите мне, что это взаправду», потому что без доказательства они не имеют права даже на визуализацию, ведь это все неправда, а надо жить в реальности, а не в Нарнии.

Но все эти ритуалы, обряды, обращения к другой стороне, видения и т.д. – происходят внутри человека, выстраивая его внутренний мир и в итоге приводя этот внутренний мир в такое состояние и так располагая его относительно внешнего, что на внешнем мире это тоже как-то иногда отражается, вне зависимости от того, стучали тарелки на столе или нет. И в первую очередь ценно именно то, как выравниваются вокруг оси внутреннего Иггдрасиля твои внутренние миры.

Это невозможно без ощущения, что мир живой, а ты его неотъемлемая часть, и что твой внутренний мир плавно перетекает во внешний. От шизофрении это переживание отличается пониманием, где что. Для практика проще воспринимать мир как внешнее, слитое с внутренним, но это не значит, что он считает пошедший дождик результатом того, что его левый палец дернулся. Более того, в огромном количестве случаев в магию-то и приходят не чтобы приворожить энное количество строптивых, а чтобы поиграть этими внутренними настройками.

И у огромного количества людей наступает на этом месте затык, если разрешения на «воображаемое» нет, потому что оно же воображаемое, оно же ненастоящее.

Психология меня завораживала с детства в том числе именно тем, что это как бы научное, но одновременно оно о том, что нельзя потрогать, и в то же время реальном. Один из способов работы с этим – понимать, как оно устроено. Другой способ –через дружественный интерфейс ярких образов; это хорошо знакомая нам медитация, шаманское путешествие, и обычно именно этим занимаются эзотерики (нередко упуская из вида первый способ, все равно стоя в итоге «на одной ноге», но это уже не относится к теме).

Любой транс, любой обряд/ритуал и даже простое намерение, которым нам прожужжали все уши, это транс с картинками. Это подход «изнутри наружу»: когда найти себя, свое ядро, назвать себя можно только изнутри, только самостоятельно. Это поиск Знаковых Снов с его обращением к духам, это путешествия в Нижний и Верхний миры в поисках этого понимания, различные магические имена, животные силы, обращения к силам природы, духам разного рода как силам этого мира, заклинания и все остальное. Это всегда действие изнутри себя, в своем внутреннем мире. Просто в магии предполагается, что внутреннее в итоге, при некотором повороте этого внутреннего, начнет влиять на внешнее, но это не самоцель, и в конечном итоге мы в магии занимаемся собой, а внешние цели – ну так, для удовольствия и ориентира. Совсем без внешних целей нельзя, уплывешь в Нарнию слишком далеко, но это довольно часто не самоцель – если мы берем магические практики как систему самодисциплины.

И поскольку это действие происходит внутри нас, его можно только пережить, как переживают фильм или спектакль, погрузившись и поверив, что это реальность. Эта реальность не стала менее ощутимой и влиятельной от того, что ее не видно и что она не измеряется. Весь наш внутренний мир – в общем, реальность и очень сильно влияет на наше поведение, на наше самочувствие и вообще на всю нашу жизнь. Это как раз самая близкая к нам реальность и самая шкурная. Попробуй побегать бодрячком, пережив тяжелую утрату и «потеряв кусок себя», или травмировав свое «я». И в магической картине мира не всегда можно сказать точно, где проходит граница.

Но все эти медитации и трансы получаются, только если человек обладает так называемым «развитым воображением» и разрешает себе воспринимать происходящее в воображении не то чтобы как всеобщую реальность, но как реальное переживание на определенном отрезке времени. То есть он понимает, что его ощущения – это только его ощущения, другие могут не видеть и не чувствовать того же, что и сам практик, но он при этом погружается в переживание осознанно. Так актер, играющий роль на сцене, не псих: он понимает, как его зовут и какой сейчас год, но в данный момент ему нужно полностью поверить, что он, скажем, Отелло. Иначе ничего не выйдет, волшебство не произойдет; если тебе удалось поверить, то ты сможешь передать это и другим, но не наоборот.

Поэтому практику нужно хорошее воображение и артистизм. Артистизм необязательно связан с умением играть на сцене, но подразумевает легкую и самостоятельную выдачу себе разрешений на переживание воображаемого как реального на данный момент. На данный момент он сам разрешает себе поверить, что находится вне времени и пространства. На данный момент это пространство священно. На данный момент он подкручивает в себе настройки, ловит волну и обращается к силам мира – и те его слышат (безо всяких волшебных веществ). Здесь и сейчас он спускается по дуплу в растущем посреди луга дереве, попадает в Нижний мир, встречается с кем-то… и эта встреча реальна так же, как происходящее в мире вокруг него.

И оно реально настолько, что нередко меняет нашу жизнь, деля ее на до и после. Не отказавшись на этот момент от самокритики и постоянной оценки, сделать это нельзя. Люди с богатым воображением не испытывают конкретно с этой частью никаких проблем. Такие люди с детства придумывают себе интересные миры и там разглядывают всякие детальки. При неосторожном обращении эта черта легко превращается в то, что презрительно называется «глюколовством», но в целом умение «с интересом смотреть ковер», оставаясь при этом психически здоровым человеком, очень полезно. Качество жизни повышает, как минимум.

И для таких людей (машу всем лапой!) нет никаких проблем с тем, чтобы свалить по дуплу дерева куда-нибудь во внутреннюю Нарнию и получить там ответы на свои животрепещущие вопросы (или даже помощь). Потому что дурь у нас своя, мы эти спецэффекты переживаем без веществ (на том я настаивала и настаивать буду), задаром, чисто на личной восторженности и [ебанутости] креативе.

Внешне это вообще может не проявляться никак. У такого склада личности бывают другие проблемы, вы все их прекрасно знаете, но нет хотя бы одной проблемы – разрешить себе визуализацию. Обычно ряды эзотериков пополняют именно подобные люди, что налагает неповторимый отпечаток на эзотерическую тусу, ибо с воображением и лабильностью они нередко приносят и непроработанные проблемы, с этим связанные.

Но если с детства с воображением были какие-то проблемы (склад личности другой, не такая лабильность, запрещали и ругали «фантазировать» — ведь родители тоже люди), то с разрешением себе хотя бы на время представить реальность переживаний и не чувствовать себя идиотом возникают проблемы, и тогда нужно с кого-то брать пример, как именно во все это верить. Обязательно нужен другой, который подтвердит, что да, так можно было! Кто-нибудь, увлеченно рассказывающий про свою внутренне-внешнюю Нарнию. А желательно еще и показывающий ее.

Даже людям с богатым воображением и визионерством в трудную годину и в периоды стресса требуется внешний стимул в виде красивых картинок и описаний.

Бывает, это нужно тем, кто только учится, чтобы просто увереннее себя чувствовать.

И тут на помощь приходит чужая артистичность, чужие картинки и чужая неистовая вера. Именно за этим часто идут на курсы по магии – а вовсе не за техникой. Именно поэтому пополняются психокульты разных ушибленных гуру, если они умеют рассказывать/показывать картинки. Потому что картинки, образы, яркие описания очень-очень важны.

И польза от них часто есть, даже если автор забаррикадировался во внутренней Нарнии и там очевидно что-то сдохло.

Очень ценно умение автора уверенно, последовательно описать визуализацию так, чтобы читатель ее воспринял не как инструкцию к пылесосу, а как захватывающий и погружающий в нужное состояние рассказ экскурсовода. Необязательно потреблять то, что он приготовил, если вы чувствуете, что «карета превратилась в тыкву», можно воспользоваться просто умением погружаться в образы, дав себе разрешение владеть своим внутренним миром, позаимствовав какие-то названия и собрав свою систему. Брать для этого все целиком совершенно необязательно.

(с) Зау Таргиски, 2020