«Обидеться» значит «обидеть себя»?

Много раз слышала, что «обидеться» = «обидеть себя», потому что «-ся» — возвратная частица, обозначающая «себя».

Я вот подумала: а что поменялось по сути-то от этой игры слов? Чем это помогает человеку в обиде? Как ни назови, все равно останется комок переживаний: 1) горечь от того, что нечто произошло; 2) чувство бессилия и поражения; 3) обвинение другого в том, что ты испытываешь горечь и оказался бессилен.

Совет «не обижайся, ты же обижаешь себя!» сам по себе бессмысленный: он ничего не говорит о том, что с этой обидой делать, а просто наваливает на того, кто испытывает боль и бессилие, еще и ответственность за эту боль. Зачем, мол, ты ее испытываешь, так себя обижаешь? Ты не испытывай. Это примерно как сказать человеку, который ударился, что он «ударил себя», зачем же он так.

Обида, и впрямь, позиция слабости, потому что ее ключевая точка – бессилие; убери его, и обиды не будет. Пока оно не осознается, в своем бессилии мы обвиняем другого человека, потому что больно же. Так, ударившись об стол, ребенок сердится на стол: он не в силах изменить произошедшее, он не хотел, чтобы так произошло, и некуда вот эту бушующую бурю выплеснуть. И совет «не обижайся» — плохой совет, потому что это совет не «сделай с этим что-нибудь», а «перестань это чувствовать». Кроме того, стол в примере не виноват в том, что ребенок об него ударился. А вот у «обидчика» вполне может быть рыльце в пушку.

Когда из клубка эмоций, называемых в целом обидой, убирается бессилие, обида исчезает, потому что энергетический баланс восстанавливается. Чтобы убрать из нее бессилие, его нужно сначала признать (без каких-либо оценок): не смог, не сумел, я слабее в этой ситуации, мне было больно. И потом с этим бессилием можно что-то сделать, потому что становится понятно, где, кто и кому сколько должен в граммах (если должен). И если действительно кто-то что-то отгрыз, можно подумать, как это вернуть себе. Или, подсчитав, понять, что это невыгодно и твоя победа — в том, чтобы не играть в игру, а двигаться к своему горизонту.

То есть последовательность действий другая. Не «перестань обижаться», а: 1) признай чувство бессилия; 2) посмотри, как в своем бессилии обвиняешь другого (это нужно, чтобы вернуть себе свою волю, найти опору под ногами); 3) найди хоть какое-то действие, которое ты можешь по своей воле совершить в этой ситуации, чтобы выбраться, подняться из минуса.

А вот отрицать, что из-за чего-то больно, потому что «обижаются только непродвинутые», и снимать с другого человека ответственность вообще за все поступки, — значит, очень здорово давить себя.

Совет «не обижайся, потому что иначе ты обижаешь себя» от этой последовательности очень и очень далек. Просто жонглирование словами.

(с) Зау Таргиски