Есть определения, которые загоняют в угол, которые ограничивают тебя, которые заставляют тебя отстаивать статус. Такие, внешние определения для внешнего мира. И мы отказываемся от названий, не желая ими себя ограничивать.
Но, если вдуматься, внутреннее самоощущение – это не совсем название, хотя может показаться похожим. В какой-то момент мы делаем все-таки внутренний выбор в той или иной области, и этот выбор сопровождается словом, а точнее – его внутренним ощущением; мы сопоставляем себя какой-то сути и, говоря «я – тот-то», делаем тем самым выбор. Пока выбор не сделан, в нас есть потенциал, есть талант, но нет развития в этом направлении, потому что нет выбора. Нет внутреннего посвящения.
Посвященный – это не тот, кто много знает; это тот, кто сделал внутренний выбор, переступил внутри себя некий порог, прошел точку невозвращения, и за этим выбором он получает возможность других; собственно, пока выбор не сделан, других выборов не будет. Непосвященный – тот, кто не сделал такой выбор, а не сделал потому, что пока еще не уверен в его правильности. Пока выбор не сделан, пока нет внутреннего слова, определяющего нас, всегда можно переиграть и сказать: «Я в домике, я не играю».
Мы избегаем названий, потому что они становятся оболочкой, прикрывающей пустоту. Но если мы избегаем говорить о своей сути,если опасаемся сопоставить ей то или иное слово, значит, еще есть колебания, суть эта еще не найдена.
Там, в глубине души, можно быть кем угодно. Это – потенциал. Он может развиться, может не развиться; во всех нас скрыто множество этих потенциалов. Но, вытаскивая один из них на свет, мы его именуем и теряем возможность отступить, сделав вид, что его не было. Теперь мы можем либо зарыть его, и будем помнить об этом, либо развивать.
И говоря о себе, мы рассказываем то, что считаем важным. И не говоря вслух «я – тот-то», пряча это между строк, между рассказами про работу и увлечения в свободное время, мы скрываем эту часть себя не только от мира, но и от себя, наверное. И, мне кажется, не бывает так, чтобы, будучи кем-то, ты бы избегал себя так называть.
Суть и социальная статусность – совершенно не одно и то же. Название для статуса – это попытка получить социальные бонусы в мире, где суть не видна, а люди ориентируются на внешние признаки (количество публикаций, например), потому что это единственный, хоть и далеко не надежный, способ контролировать качество.
Без внутреннего определения нет и ответственности, потому что не принимаются пока правила игры; соответственно, отдаешь и получаешь хаотично. Когда мы принимаем какое-то название, некоторая степень свободы уходит, но вместо нее приходит возможность двигаться в выбранном направлении. Ну, и внутреннее ощущение «сейчас мы двигаемся туда».
Потенциалом можно пользоваться и до выбора; собственно, он и приводит к тому, что существо задумывается, кто же оно. Это как стоять на опушке леса, любуясь им, трогая ветки; в какой-то момент ты принимаешь решение и, подняв тяжелую лапу ели, ступаешь внутрь, чтобы узнать этот, лесной, мир, который казался монолитом, состоящим из ветвей и елей. Ты теперь – «тот, кто в лесу». И тогда меняется точка отсчета, лес становится «здесь», а опушка – «там». Вот эта точка отсчета и есть внутренняя суть, слово, которым мы внутренне себя называем; она определяет, что для нас является «здесь».
(с) Зау Таргиски