«Примите меня в шабаш!»

Слова заголовка — не шутка, а вполне реальная фраза, встретившаяся мне когда-то на одном из форумов.

Сразу после первого этапа — самоопределения себя как колдуна или ведьмы — люди часто кидаются в форум (то есть туда, где, по их ощущениям, кучкуются тематические личности). Часть из этого только что самоопределившегося народа, найдя «свой» форум, что-то читает, периодически отвечает, потихоньку вливаясь в коллектив (если этот коллектив там есть). Другая часть начинает с бурного «Я хочу вступить в шабаш, примите меня кто-нибудь!» Если не принимают («шабаша типа нет»), народ начинает быстренько сколачивать «свой шабаш».

Данный материал пишется для того, чтобы:
а) дать возможность выяснить, что же именно вы ищете (чтобы найти именно то, что хотите);
б) развенчать потенциальные иллюзии.

Надеюсь, он поможет вам определиться.

Разница между «шабашем» и «ковеном» такова:

шабаш – так временами называют праздник, включающий групповую работу. Время шабаша может совпадать с восемью поворотами Колеса года, а может проводиться по необходимости и на день праздника не попадать;

ковен (или «община», или «круг») — это рабочая группа ведьм и/или колдунов, имеющая определенную структуру. Ковен может собраться для работы.

Принять можно в ковен. В шабаше можно участвовать.

От цели вашего поиска – пообщаться или поработать — зависит, что вам нужно искать.

Заметьте, что обычно в ковене общение и работа сочетаются, но не бывает ковена, держащегося ТОЛЬКО на общении. Ковен держится на работе, работа в ковене первична. Общение вторично. Не потому, что оно неважно, а потому, что оно служит целям все той же самой работы, магического действа. Так в хорошем рабочем коллективе могут установиться тесные дружеские отношения.

Тусовка и ковен: в чем разница, и что вы на самом деле ищете?

Когда люди (нелюди) впервые выходят «в поиск», они зачастую хотят пообщаться и получить от этого удовольствие; они даже могут провести что-то вместе, но учитывая, что и в индивидуальной работе каждый из них обычно новичок, не говоря уже о том, чтобы уметь сонастроить группу  — обычно это мало что дает. Обычно это все-таки не поиск ковена, а поиск тусовки.

Говоря «тусовка», я не имею в виду ничего плохого. Тусовка дает возможность оглядеться, присмотреться, не будучи связанным особенными обязательствами, завязать с кем-то более тесные контакты. В тусовке нет необходимости заморачиваться какими-то рамками, за исключением обычных социальных правил поведения. Какая-то работа возможна и в тусовке, но это не будет работой групповой. Для групповой работы, увы, недостаточно собраться вместе и подумать на одну и ту же тему. Одновременное намерение многих участников — это сложение сил. Объединенное намерение — их умножение. Групповая работа очень напоминает музыкальный ансамбль, где мало слышать только себя и правильно играть свою партию, а нужно уметь сплетать свое с чужим. Одновременное намерение получается достаточно легко, второму учатся (учат обычно Жрец или Жрица, т.е. те, кто умеет это делать и знает, как научить: т.е. личности достаточно квалифицированные).

На шабаш собраться может как тусовка, так и ковен. Разница будет в результатах работы. Это не значит, что первое — плохо, а второе — хорошо.
Основные отличия ковена от тусовки:

1) Ковен не собирается, чтобы просто «потусоваться». Чем отличается общение в ковене от общения в тусовке?

Общение общению рознь. Точно так же, как есть любовь и любовь. Слово одно, а смысл люди вкладывают разный. Так вот когда я говорю, что в ковене есть общение, это еще не значит, что это то самое общение, которого ищущий жаждет.

Существует общение в смысле обмена информацией. Каждый что-то ищет, что-то роет и исследует, что-то находит, ему это чертовски интересно. И он хочет поделиться с другими находкой. Тогда он приносит это СВОЕ кому-то другому. Делится своим. Своими знаниями, своей силой и временем, своей энергией.

В целях общего развития. Когда в общении выкладываешь свое, часть себя, ОБОГАЩАЯ другого, ты тратишь свою энергию. Ты вкладываешь в общение свою энергию. Если один все время вкладывает, а другой не отдает ничего… то общения не будет. Первому станет скучно, и он уйдет. Второй… просто ничего не приобретет. Потому что, чтобы что-то взять, надо что-то отдать. Открыться и дать что-то взамен. То, что интересно тебе. То, что нашел ты.

Ответьте самим себе на вопрос: «Что такое общение в моем понимании?» Ответы могут быть, например, такими:
— для меня общение — это обмен;
— для меня общение — это побыть рядом, просто поболтать.

Первый случай — общение в ковене. Второй случай — общение в тусовке.

У общения в стиле «просто побыть рядом и поболтать» есть одна интересная, не всегда видимая невооруженным глазом черта: мы пытаемся «побыть рядом», чтобы взять. Ничего не отдав взамен. Такое общение отличается тем, что вы ничего не отдаете, но зато едите вволю. Вы едите внимание, энергию, время того, кто рядом с вами. Вы с ним «общаетесь», а волшебное слово «просто» избавляет вас от необходимости напрягаться. И отдавать взамен что-то свое.

Некоторые особо совестливые пытаются создать видимость отдавания — видимость для себя, чтобы было не так стыдно жрать. Тогда человек подменяет свое (которым ему нужно поделиться) некой видимостью. Видимостью участия. Видимостью контакта. Пустой информацией. Любым крючком, который позволяет зацепить внимание. Чем угодно, что позволит поддержать контакт (то есть продлит получение жрачки), и что в то же время позволит оставаться немного в стороне — человек открыт для поступающей еды, но закрыт для попыток что-то взять. При этом он часто постулирует, что любит это конкретное общество, что любит этого конкретного человека.

Для окружающих понять, что они ничего не получают от общения, — не проблема. А как самому человеку понять, что он обманывает себя и других, что он ничего не дает взамен?

Это достаточно легко. Ответьте себе на вопрос: «Зачем я общаюсь? Что я получаю от общения? Что я отдаю?» Истинное общение отличается искренней глубинной потребностью отдать что-то свое. Вовлеченностью в процесс. Только учтите, что «ваше» — это не:
— эмоции;
— последние сплетни;
— нечто высосанное из пальца, чтобы привлечь внимание опять к себе же.

Вы подловили себя (или вас подловили) на том, что вы ничего не несете другим? Одна из наиболее распространенных защит в этом случае звучит так: «Мне нечего отдать, у меня СВОЕГО нет, я его пока только ищу!» (при этом обычно делается скорбное лицо).

Если вам кажется, что у вас этого «своего» нет , скорее всего, вы просто жадничаете.

Заметьте, что в данном конкретном случае «свое» — это не нечто сногсшибательно оригинальное, чем вы всех должны наотмашь поразить. Это даже не ваш исключительно индивидуальный и специфический Талант, который есть и у вас, но который вы, возможно, еще в себе не выявили, не определили. Свое — это ваша душа. «Отдавать свое» иначе звучит как «вкладывать душу», «делать что-то с душой», горя интересом —  и зажигая этим интересом других.

Так бывает, что мы приходим в группу «потусоваться». Но надо изобразить некую вовлеченность в процесс, иначе погонят. Тогда мы начинаем суетиться. Мы вроде бы помогаем то тут, то там. Мы можем что-то достать и принести. Мы можем что-то подсказать, о чем-то поговорить, поучаствовать в каком-то «мероприятии». Сходить на субботник. Подмена отличается от искреннего участия тем, что мы делаем это без души. Вы когда-нибудь делали что-то С ДУШОЙ? Искренне открываясь процессу? Наверняка. Так вот это и есть — отдавать свое. Без этого общение-обмен не состоится. А состоится именно «побыть рядом и просто поболтать» (со сжиранием, односторонним или взаимным). Общение как обмен — это ковен. Это когда вы приносите свое и ОТДАЕТЕ, открываясь. И то же самое делают остальные.

В качестве примера можно привести два типа работы:

1) вы ходите на работу и выполняете все свои обязанности, чтобы получить зарплату или продвинуться по службе (то есть вы получаете отметку о личном повышении), чтобы проявить себя. Вы используете эту работу в личных целях. Цели компании, цели групповые вас не интересуют, вы их используете для себя.

2) вы ходите на работу, выполняете все свои обязанности, чтобы развивалась ваша компания. Вас интересует достижение общей цели. Вы своим участием развиваете компанию. Побочный эффект ваших действий — ваша зарплата, ваши развивающиеся профессиональные навыки и как следствие вашей увлеченности — карьерный рост. То есть и в этом случае вы получаете что-то для себя (и если и правда вашей целью является развитие компании, то вас эгрегор, в свою очередь, наградой не обойдет), но ваша первичная цель — групповая.

Тем, кто так работал хоть где-нибудь, это понять легко. Тем, кто работал исключительно ради зарплаты, советую: попробуйте представить, что вот это место, где вы работаете, — вам родное. Вас искренне интересует все, что с ним происходит. Вас лично и непосредственно касается его развитие. Вы работаете с душой. Вам интересно и от вашей искры включается вдохновение у ваших коллег.

Разницу уловили? Кстати, бывает так, что, устав от одиночества, мы рисуем себе готовность и желание работать ради общей цели. Рисуем настолько реалистично, что сами в это верим — притом, что требуется нам исключительно общение, внимание и биологическое ощущение себя в стае, несущее безопасность. Поэтому проверяйте свои мотивации. И до вступления в ковен, и периодически — после.

2) Ковен — это, в первую очередь, рабочая группа.

Про группу мы уже говорили. Чем отличается общение в ней от общения в тусовке, выяснили. Теперь давайте выясним, что такое «рабочая».

Это буквально значит, что вы приходите туда создавать, творить. Никто вам не платит за красивые глаза. Никто вам не платит за то, что вы, такой уникальный и потрясающий, просто есть на свете.

Что значит «работать в ковене»? Это значит, что вы активно поддерживаете круг тем, что вы включены в него и замкнуты на других своих согруппников. Это — работа, на это уходят силы. Это значит, что вы, как пчелка в улей, тащите в ковен информацию (полезную, а не абы какую), выполняете какие-то вполне человеческие технические работы (не из-под палки!), накачиваете эгрегор своей энергией. Вы помогаете всем своим согруппникам тем, чем сможете, всем, что в ваших силах.

Ах, да! Чуть не забыла! Сидеть в уголке и ждать, когда к вам обратятся, или предлагать свою помощь в последний момент — не значит помогать. Демонстрировать всяческое желание помочь — не значит помочь. Понимаете? То есть вы должны сами искать себе работы. Грубый пример: вы взялись за обеспечение группы каким-то видом информации. Это значит, что вы эту информацию активно ищете, оформляете, приносите в клюве, достаете еще, расширяете круг поисков по собственному почину. И не только до тех пор, пока вам лично это интересно. Вы взяли на себя обязанности и выполнять их будете постоянно, регулярно, неся полную ответственность за результат. И не со скучающей мордой, а так, чтобы слегка искрило от энтузиазма. То есть вы будете делать все возможное для ГРУППОВОГО развития. А не ради галочки, в надежде, что вашу халтуру никто не заметит. Уверяю вас: халтуру заметят сразу же. Просто потому, что потреблять вы будете, а отдавать — нет. Такие потребители воспринимаются как пустое место (в прямом смысле, не в психологическом). Они ощущаются как черная дыра. При попытке нащупать их в круге натыкаешься на пустоту. Потребителей не любят нигде, а с работы таких увольняют.

Удачный ковен получается, когда у каждого его участника основная цель – творчество, когда каждый из участников состоялся в достаточной степени как творец-одиночка, и теперь ему хочется попробовать сплести то, что делает он, с тем, что делают другие. Именно это гарантия, что ковен станет способом достижения индивидуальных целей каждого участника.

3) Вопросы лидерства и подчинения

В тусовке нет главных (могут быть стихийные лидеры). В ковене главный есть, хотя жесткость иерархии может быть различной, вплоть до очень гибкой. Главный этот — Верховный Жрец или Жрица. Лидерство может быть ситуативным (то есть каждый берет на себя функции лидера в тех случаях, когда это требуется ситуацией, когда лидерство именно этой личности приведет к лучшему результату), но общие правила, кодекс есть.

4) Обязательства и риски

В тусовке вы не принимаете на себя никаких особых обязательств. Вы можете прийти на встречу, можете не прийти. Хочется — общаетесь. Не хочется — не общаетесь.

В ковене такая вещь не пройдет. Если вы выпадаете из работы, то, увы, у вас должны быть на то объективные причины. Вы принимаете на себя обязательства перед кругом, перед общей работой. В том числе и обязательства по безопасности круга: вы не можете вильнуть хвостом и ускользнуть из круга, как только запахнет трудностями или даже жареным. То есть можете, конечно, но и расценено это будет соответствующим образом. Вступая в ковен, вы принимаете на себя все опасности, которые ковену могут грозить. То есть «отвечаете всем своим имуществом». Собственной жизнью, кстати, тоже (да, имейте это в виду: если потребуется рисковать своей жизнью, вы должны быть готовы это сделать). У вас семья и дети, и вообще вы еще слишком молоды? Понять можно. Однако вы либо принимаете риск, либо не входите в ковен.

5) Тараканы, интимные подробности и личная жизнь

В тусовке ваши личные тараканы — это ваши личные тараканы. Если они не доставляют особых хлопот окружающим, то и никто не будет к вам по этому поводу приставать.

В ковене личных тараканов, увы, не существует. Они сразу становятся общей заботой, потому что влияют на всех. Ваша личная жизнь перестает быть исключительно вашей личной. Это не значит, что такие понятия как такт и деликатность отменяются напрочь. И такт, и деликатность, и умение вовремя сказать или вовремя промолчать, и умение хранить чужие секреты — все это остается.

Но вот тайной за семью печатями ваши интимные вопросы вряд ли останутся. Вам не удастся всласть втихую поненавидеть своего одногруппника. Ваши колбашения могут передаться всей группе, и колбасить будет всех. Ваши слабые звенья — это потенциальные слабые звенья группы, то бишь они могут представлять опасность для членов ковена. Слабые звенья есть в каждом из нас; убежать от них не получится, а значит, их надо как-то прорабатывать.

Ваши тараканы будут видны всем, потому что работать, прикрываясь множеством щитов, вы в ковене не сможете (либо вы открыты, либо вы не в ковене). Во-вторых, чтобы развиваться, чтобы работа шла, проблемы придется решать, а для этого необходима внутренняя честность. Множество очень неприглядных черт, о которых вы и сами раньше могли не подозревать, придется вытащить в собственное сознание. И часто — при свидетелях. Если вы ищете именно ковен, то на это надо настраиваться заранее как на обычные рабочие моменты. И убежать в ковен от личных проблем вам не удастся. Их все равно придется решать: и проблемы в семье, и проблемы на работе, и проблемы с обычным общением, и т.д., и т.п. Никуда от этого не денешься.

Тусовку найти легко и попасть в нее легко. Она обычно открыта для новеньких. Попасть в ковен сложнее: задачи иные, требуется слаженность, возможность сработаться, то самое доверие (то есть вы должны доверять; и вам, в свою очередь, тоже должны доверять).

И ковен не ищется впопыхах, как не ищется впопыхах и учитель. Искать ковен только потому, что вам не с кем выпить пива на Самайн — все равно что выходить замуж, потому что не с кем Новый год встретить.

Удачи с определением мотиваций. И в поисках тоже удачи.

(с) Зау Таргиски