Когда-то в Студии была тема про бубен – инструмент Огня. Сейчас я хочу написать про арфу, которая, как все струнные, относится к инструментам стихии Воды.
Когда меня только начинали учить игре, мне рассказывали, что звук-чувство нужно сначала создать в себе. Это как голос, который должен зазвучать: нужно чувствами вспомнить то, о чем хочу рассказать, а потом начинать говорить, но не связками, а пропуская это чувство в пальцы: тогда будет казаться, будто инструмент говорит человеческим голосом. Наверняка все слышали такое – когда слушаете, например, скрипку, но зуб дадите, что слышите речь и даже понимаете, о чем она. На самом деле это – работа состояниями души.
Звук – материальный носитель колдовских плетений. Так же, как и палками-вонялками, и свечками, и прочими инструментами мы помогаем себе, мы можем помочь себе звуком. Потом, думаю, он становится лишним, но вначале он помогает так же, как помогают наклонные черточки в прописях. Чем ровнее и мощнее поток силы, тем ровнее и мощнее мелодия. Чем чище поток, тем чище мелодия – даже ошибки не будут заметны. У меня был опыт игры для «благодарных ушей» (однажды я попала в поток, когда понимала: не смогу остановиться, даже если захочу – слушатель находился за стенкой, читал книжки и потом признался: «Да я думал, диск играет» — он впитывал мелодию, как губка, и этот поток шел через меня, как через резонатор; пальцы бегали сами, и я поняла тогда примерно, как работали, наверное, упомянутые в мифах гусли-самогуды: от исполнителя не требуется практически ничего, только поймать поток).
Арфа, как и ближайший ее сородич, гусли, передает эмоциональные образы. Собственно, картинки, рождающиеся в голове слушателя, его воспоминания – отклик на это. Слушатель ловит эмоцию, передаваемую музыкантом, и подстраивается под нее. Передается то, что заложишь. Скажем, когда я слушаю Алана Стивелла, я готова шагнуть за ним (на самом деле «Tri Martolod», которую он зарядил так, что за ним хочется идти освобождать какие-нибудь земли,– просто песня о счастливой женитьбе моряка, который встретил пригожую девушку). Элизбар устраивает свою арфотерапию, распутывая (как говорят очевидцы) эмоциональные колтуны у слушателей. И так далее.
Можно вызвать в себе комочек радостного, приподнятого настроения и, играя наедине с собой, передать тому, у кого сегодня день рождения, пустив плыть этот клубочек эмоции по волнам. Можно широким потоком омыть дом, и тогда оттуда уходит мусор (мусор – это ведь то, что не на своем месте лежит, не соответствует настроению), а Малый народ оживляется. Ведь арфа помогает внутренней речи, помогает говорить состояниями души, которые и есть для Малого народа — настоящая речь.
(с) Зау Таргиски, 2013