Когда учили меня, мне давали значение каждой карты. Давали позицию в раскладе. И эта карта трактовалась в соответствии с этой позицией. Мол, вот выпал Король Кубков в позиции «что поможет молодому человеку», а отец у молодого человека как раз Скорпион. Значит, эта карта означает отца молодого человека.
И так – по каждой позиции. Еще предлагалось смотреть, сколько в раскладе карт «лунных», «солнечных», «марсианских», скольким картам соответствует Двойка или Тройка (благодаря широченному дереву соответствий всегда можно было найти какие-то «группы» карт в раскладе). Этот способ был основан на логике, просчете. Видение он не включал (то есть ты не «видела» карту, а делала вывод на основе каких-то логических умозаключений). Я не могу сказать, что способ этот не работает. Работает. Но работает… без полета. С его помощью можно сказать все то, что человек знает и сам.
Научившись работать так, я сначала обрадовалась и радовалась несколько лет. Сразу стали «ясны» Младшие Арканы. Сразу обрели четкость образы Старших. Я радовалась, пока не поняла, что эта четкость – всего лишь результат сужения рамок значений. Как если бы я видела многогранник, и мне было трудно его воспринять целиком, а вот какой-то кусочек от этого многогранника можно отколупнуть и спокойно рассмотреть, держа в руках. Проблема была только в том, что этот кусочек, который так ясно и замечательно виден, становился практически единственным кусочком, который можно воспринять. А логика, на основании которой делались выводы по раскладу, зачастую в этом случае может гораздо меньше, чем видение.
То, как связываются в этом случае карты, похоже на то, как читает слова ребенок, который только-только учится читать: по слогам. Он не читает «мама». Он читает: «ма-ма».
И тогда за лесом не видно деревьев. Когда ты, читая расклад, основываешься на логике, ты многое можешь упустить.
Чтобы расклад ожил, его надо видеть целиком. Расклад можно уподобить, например, танцу, и общий рисунок можно уловить, только глядя на расклад как на единую картину.
А еще его можно сравнить с картинами импрессионистов, которые рассматривают не вблизи, а немного издалека, чтобы видеть не отдельные мазки кисти, а все произведение целиком.
Какой бы расклад вы ни делали – даже если вы просто выкладываете карты без расклада, по наитию, – если вы выкладываете больше одной карты, они говорят вместе, а не каждая сама по себе.
Чтобы понять каждую из них по отдельности, надо открыться – пожелать услышать, что говорит карта. Пожелать увидеть. У вас может возникнуть ощущение, что вы становитесь частью карты – кем-то или чем-то в Аркане. У вас может возникнуть ощущение, что вы говорите с картой. А может быть, вы просто перенесетесь в тот образ, который представлен на карте, и тогда мир на карте вокруг вас оживет. Вы можете увидеть образы, которые не имеют к карте ничего общего. Вы можете услышать слова и фразы. Не надо их проверять по книгам. Что пришло, то пришло.
И каждый раз они будут разными. Будете выкладывать себе карты – смотрите в них. Входите в открывающиеся двери. Тогда вы услышите и увидите все, что карты вам говорят.
Увидьте расклад как нечто живое. Как нечто, состоящее из живых картинок-дверей. Если вы выкладываете, например, две карты на один вопрос, то увидьте их вдвоем – как если между ними отсутствовала граница. Объедините их. Не складывайте «ма» и «ма». Так два танцующих друг с другом человека являются не «двумя людьми», а парой. Пара составляет целое.
Если вы еще внимательнее посмотрите на расклад, то увидите, что в нем есть некие «силовые линии» – как если бы потоки шли от одной карты к другой. Вы увидите то, что высвечено более явно, что затемнено, где «течение» быстрое, а где медленное, а что вообще стоит особняком.
Важно: никогда не смотрите на расклад пристально. Вообще если что-то хотите увидеть, не смотрите на это пристально. Пусть ваш взгляд скользит как бы над картами, и тогда вы сможете войти.
Что такое расклад? Расклад отражает качества энергий, переплетенных в той или иной ситуации. Фактически, расклад – это переплетение энергетических нитей. Карты даются вам в руки для того лишь, чтобы эти потоки стали более ощутимы для вас.
Поэтому творение расклада – вне зависимости от того, создаете вы его сами, или повторяете чей-то – в первую очередь включает необходимость этого плетения. Вы имеете дело с нитью или с нитями, так же как имеют с нитями дело сказители – вспомните «нить повествования». Нить – это нечто непрерывное, гибкое, изменяющее направление. То, что создает узоры.
И как у каждого плетения, у расклада будут свои «точки крепления»: например, с этой целью часто используют так называемый сигнификатор. Сигнификатор, который вы выкладываете в начале расклада, крепит нить, и отсюда, от этой точки вы ведете ее дальше. Только если в плетении кружев используются какие-нибудь держатели, то в раскладе вы ведете нить по «позициям».
Хороший расклад красив. Он красив не только «физически», но и энергетически. В нем нет изломов – нить не должна прерываться, ломаться, на ней не должно быть узлов. Она плавная. Вы можете ввести в расклад несколько нитей, но в любом случае они не должны «ломаться». И соответственно, все нити, все части нитей одинаково важны, без разделения на Старшие Арканы и Младшие Арканы. Те «силовые линии», о которых я говорила, – суть линии узора, видимые вашему глазу, но при этом какая-то линия может идти по поверхности, а другая – пролегать под ней, и все они будут одинаково важны. Просто первая будет более явной, а вторая – менее явной.
Давайте посмотрим на Кельтский Крест, точнее, на один из его примеров – например, здесь.
В нашей культуре принято писать слева направо, и левая сторона у нас связывается с прошлым, середина – с настоящим, правая сторона – с будущим. Верх для нас обычно – высшее сознание, путь, истинные желания нашего Духа, середина – сознание, то, что мы знаем умом, понимаем логикой, ощущаем «здесь и сейчас», а низ – подсознание, скрытое, глубинное, неосознаваемое.
Точкой крепления можно считать позиции номер 1 и 2:
1 – фон ситуации (кладем хвостик нити на стол), 2 – «что пересекает к добру или худу», т.е. что вплетается в фон. Эти две позиции – на поверхности, они видны невооруженным глазом, и фактически, их можно приравнять к сигнификатору. Это – сознание, середина.
Пошла нить вниз, в скрытое, в наши глубины: 3 – истинная причина ситуации (скрытое, глубинное, тайное, подсознательное, неосознаваемое).
Нить протягивается влево: 4 – на что в прошлом я могу опереться?
Вверх и вправо: 5 – «венчающие энергии». То есть энергии «венца», Сахасрары, наша связь с Духом, с частицей Единого в нас: куда мы идем на самом деле, чего желает наш Дух?
Нить протягивается дальше вправо: 6 – будущее влияние: те энергии, которые скоро войдут в это плетение.
Вправо и вниз: 7 – это сам вопрошающий; 8 – это та среда, в которой он существует. Седьма позиция лучиком прошла сквозь восьмую, отразившись в 9 – эмоции и отношение вопрошающего: не было бы среды, в которой мы существуем, не было бы и наших эмоций, и нашего отношения. Это и страхи вопрошающего, и надежды. Еще выше, последняя, десятая карта, 10: «что за закрытой дверью».
Мне нравится вот такая интепретация 10й карты. Именно «что за закрытой дверью», а не «результат». Потому что «результат» касается, скорее, более материальной сферы, это в жизни нашей тушки и нашей личности-маски может быть «плохой» или «хороший» результат. А «Что за закрытой дверью?» говорит о Духе, исследующем, познающем, открывающем все новые двери. И даже трудная карта в этой позиции не поставит оценку «плохо» на ситуации, а лишь укажет на дверь, которую Дух считает нужным открыть, познать.
А вот вам Кельтский Крест из Ошо Зен Таро: рисунок тот же самый, а позиции – чуть другие. Проследите нить:
1. Предмет
2. То, что ослабляет (усиливает) вопрос или проясняет (затрудняет) понимание предмета
3. Бессознательное влияние
4. Сознательное влияние
5. Старая модель, старый путь
6. Новый образ действий, движение к новому
7. Вы сами: ваши чувства и отношение к предмету
8. То внешнее, к чему вас влечет
9. То, к чему вы стремитесь (отвергаете)
10. Исход (ключ).
Должна заметить, что Кельтский Крест модифицировался столько раз, что очень трудно сказать, какой вариант «ближе к истине». Вы наверняка встречали и будете встречать сотни разновидностей расклада под названием Кельтский Крест. Данная – не лучше и не хуже других. Просто на ее примере я попыталась показать непрерывность расклада. Надеюсь, мне это удалось.
Бывает, что не читается расклад, рассыпается: это происходит, если не «вести нить», а просто класть карты на обозначенные позиции. А в раскладе важны не только сами позиции, но и то, что вы проводите между ними. Если вы не видите связи между двумя позициями, нить прерывается, и расклад рассыпается.
Есть расклады, которые более похожи на архитектурные построения, чем на плетение. Например, «Храм души». Но и в архитектуре есть свои правила, свои законы: потолок не строится раньше фундамента и стен. А если вспомнить слова о том, что «архитектура – это застывшая музыка», о том, что от того, как построено сооружение, зависят энергетические потоки, сквозь него проходящие, то вы увидите, что не так уж много разницы между тем, будете ли вы представлять расклад как плетение кружева, или как танец, или как построение здания: есть энергетические нити, и от того, как тщательно вы их ведете, и зависит то, будет ли расклад «работать» – то есть читаться.
Хорошие расклады последовательны, позиции в них продолжают одна другую, вытекают одна из другой, либо уравновешивают друг друга. Сказитель не прерывает рассказ на полуслове, не скачет с одной темы на другую. Всякий переход в сказании оправдан, потому что неоправданный скачок в сторону прервет нить, изломит ее, сделает на ней узел.
Так же и расклад: чтобы не прерывалась нить, сначала протяните ее мысленно сначала расклада и до конца, не выкладывая карт. На каком месте вы теряете ощущение нити? Посмотрите на эту позицию и подумайте над ней. Может быть, автор расклада не очень-то хорошо ее продумал (что, бывает, случается с раскладами современными, «авторскими»). Может быть, вы не понимаете ее: ведь позиции названы одним-двумя ключевыми словами, которые должны бы развернуть в нашем сознании более полную картину: «прошлое» называется позиция, и подразумевается ею либо причина, скрытая в прошлом, либо импульс-толчок, который запустил ситуацию, либо на опыт, полученный в прошлом, – то, на что ты можешь опереться. Исходите из того, что Таро – практика эзотерическая, герметическая, и нет в ней места вопросам бессмысленным, нецелесообразным. Если вам что-то кажется странным, лишним, ненужным, то либо в расклад действительно вкралось что-то лишнее, ненужное, либо вы не до конца понимаете суть того, что за позицией-вопросом стоит.
Учитесь проникать в суть позиций. Название каждой позиции – это только ключ к ее пониманию. Только подсказка, с помощью которой вы мысленно сможете развернуть полную картину расклада.
И еще кое-что: расклад надо воспринимать, а не читать. Читать – это от карты к карте, толкуя каждую в отдельности. Воспринимать – все сразу, целиком, так же как мы мир не делим на части. Расклад следует воспринимать.
(с) Зау Таргиски