Оригинал находится на The Alchemy Web Site
(с) Adam McLean (впервые опубликовано в Hermetic Journal в 1983)
перевод Зау Таргиски, 2003
В практике западной эзотерической традиции принято считать, что изображения карт Таро заключают в себе систему, заимствованную из еврейской Каббалы. Эта идея родилась в середине 19 века, когда возрождался французский оккультизм. Частично это мнение было обнародовано Элифасом Леви и, позднее, благодаря Весткотту, Матерсу и Уэйту, вошло в учение Герметического Ордена Золотой Зари, из которого берет начало оккультная традиция двадцатого века. Другие эзотерики пытались даже связать изображения Таро с еще более давним периодом — с египетской иконографией — и предположили, что евреи могли получить эту эзотерическую систему во время своего пребывания в Египте. Частично эта ассоциация Таро с еврейским эзотеризмом основана на том, что в современной колоде Таро 22 Старших Аркана и это соответствует количеству букв в алфавите иврита, сердце каббалистической системы.
Однако, перед тем, как вернуться к уже устоявшемуся мнению, я бы предложил остановиться и на мгновение обратить внимание на Тарокки Мантеньи — раннюю колоду Таро, которой, сожалению, пренебрегают. Эта колода наряду с колодой Висконти-Сфорца 15го столетия признается одной из наиболее ранних известных колод Тарокки, издававшихся до 1465 г. (Некоторые предполагают, что Тарокки Мантеньи может быть даже более ранней колодой, нежели Висконти-Сфорца).
О Тарокки Мантеньи известно немного, и то, что мы знаем, полностью противоречит его названию. Большинство ученых придерживаются мнения, что это Тарокки ошибочно приписывается Андреа Мантенья (1431-1506), живописцу и издателю школы Падуи, и, скорее, принадлежит феррарской школе. Это не колода Тарокки в полном смысле этого слова, и не карты, а серия гравюр. Кеннет Кларк, известный историк-искусствовед эпохи Ренессанса, приписывает их создание Паррасио Мишелю, мастеру феррарской школы. Они состоят из 50 прекрасно выполненных гравюр, разделенных на 5 декад, которые можно охарактеризовать следующим образом:
1. Архетипическое социальное состояние человечества;
2. Девять Муз и Аполлон;
3. Свободные искусства;
4. Главные добродетели;
5. Небесные сферы.
Символизм этих карт (или, возможно, нам их следует называть «эмблематическими изображениями»), похоже, берет свое начало в герметической традиции, которая сейчас признается основой итальянского Ренессанса середины 15 века. Именно в этот период были основаны платонические академии Медичи, а Фичино и другие ученые начали переводить такие тексты как Corpus Hermeticum и работы Платона, часть из которых была доставлена к флорентийскому двору Гемистусом Плетоном (1355-1450), греческим ученым, возможно, получившим посвящение в «платонической» школе мистерий на Востоке. Эта реконструкция герметического и неоплатонического эзотеризма нашла свое отражение в таких образах как Музы, Свободные Искусства, Главные Добродетели и Небесные Сферы, и я считаю, что Тарокки Мантеньи должны рассматриваться как «книга символов» этого герметического течения. Таким образом то, что эти изображения явно соотносятся с более поздними колодами Таро, представляет собой величайший интерес для изучающих как Таро, так и герметизм.
Первая декада представляет собой последовательность положений человека, от жалкого нищего до Папы:
1. Нищий
2. Слуга
3. Ремесленник или Мастер
4. Торговец
5. Джентльмен или сквайр
6. Рыцарь
7. Дюк
8. Король
9. Император
10. Папа
В этой последовательности отражено как социальное положение человека, так и этапы внутреннего развития, от низшей «нищей» души до духовности — Папы.
Примечательно то, что это хорошо ложится на схему Древа Жизни, полностью соответствуя сефиротам, а также может быть хорошо символически увязано с пифагорейским «тетрактисом» или пирамидой.
Вторая декада состоит из изображений девяти муз и Аполлона. Эти музы покровительствуют определенным искусствам и инструментам этих искусств.
Каллиопа | «прекрасноголосая» | эпическая поэзия и красноречие | труба |
Урания | «небесная» | астрология | циркуль и небесный свод |
Терпсихора | «любящая танцевать» | лирическая поэзия и танец | лира или кифара |
Эрато | «вызывающая желание» | эротическая или любовная поэзия | тамбурин |
Полигимния | «много гимнов» | героические гимны, мимическое искусство | лира или переносной орган |
Талия | «веселая» | комедия и пасторальная поэзия | комическая маска |
Мельпомена | «поющая» | трагедия | рогатая трагическая маска |
Эвтерпа | «дающая радость» | музыка и лирическая поэзия | двойная флейта |
Клио | «дающая славу» | история | свиток |
Апполон |
Эта группа представляет архетипические источники вдохновения души; музы действуют в сфере воображения. Душа может обращаться к этим десяти внутренним духовным источникам в поисках вдохновения и трансформации.
Третья группа состоит из семи Свободных Искусств, а Поэзия, Фиолософия и Теология дополняют этот список до десяти. Свободные Искусства — основа схоластики. Они состоят из триады Грамматики, Риторики и Диалектики, которые учат разум пользоваться речью, а также Геометрии, Арифметики, Музыки и Астрономии, составляющих основу средневековой науки. Каждая из этих наук держит в руках символ:
Грамматика — Напильник и Вазу
Логика — Дракона под покрывалом
Риторика — Меч
Геометрия — Круг, Квадрат, Треугольник
Арифметика — Монеты или счеты
Музыка — Флейту
Поэзия — Флейту и Вазу
Философия — Стрелу и Щит (фигура Афины)
Астрономия — Звездную сферу и указку (фигура ангела)
Теология — Небесную сферу и Землю (фигура андрогина)
Эта группа — арехтипы, которые работают в сфере человеческого мышления.
Четвертая декада состоит из семи Главных Добродетелей, изображенных в виде женских фигур вместе с тремя Духами (или Гениями) Жизни (или Солнца), Временем и Космосом, которые изображаются Ангелами. Каждая фигура держит символ. Рядом с семью Главными Добродетелями также изображены фигуры животных.
Интеллект | Солнечный диск | |
Время | Дракон Уроборос | |
Космос | Небесный Глобус | |
Умеренность | Две вазы | Собака, Кошка, Куница или Соболь/Горностай |
Осмотрительность | Зеркало | Дракон |
Сила | Скипетр | Лев |
Справедливость | Меч и весы | Журавль |
Милосердие | Кошель с подаянием | Пеликан |
Надежда | молитвенная поза | Феникс |
Вера | Чаша и гостия | Собака |
Эти фигуры представляют совесть как добродетель высшей души человека. Если душа стремится к внутреннему совершенству, к пробужденности духа в сфере жизненной силы (Солнце), Времени и Пространства, то из зерна совести, заложенного в душе, разовьются Добродетели, развернутся, прорастут изнутри и проявятся в поступках человека.
Последняя декада — Небесные сферы — семь планет и три высших сферы, каждой из которых соответствует символ.
Луна | Лунный диск | |
Меркурий | Флейта, Кадуцей с двумя обвившимися драконами | Петух |
Венера | Морская раковина | Утки |
Солнце | Солнечный диск | Скорпион, крабы |
Марс | Меч | Собаки (охотничьи) |
Юпитер | Стрела (удар грома) | Орел |
Сатурн | Коса | Уроборос |
Восьмая сфера | Звездный диск | |
Первичный двигатель | Пустая сфера | |
Первопричина | Космос |
Они представляют высшие духовные принципы, действующие как планетарные силы во всех мировых проявлениях.
Подведем итог:
Первая декада | Этапы развития человека | Архетипические силы во внешнем мире человека, выражающиеся в социальных формах |
Вторая декада | Музы | Архетипические силы воображения, выражающиеся в творчестве |
Третья декада | Свободные художества | Архетипические силы человеческого мышления, выражающиеся в паттернах человеческой мысли |
Четвертая декада | Главные добродетели | Архетипические паттерны человеческой совести, выражающиеся во внутреннем развитии и духовном очищении души |
Пятая декада | Космические сферы | Архетипические паттерны Космического порядка, выражающиеся во всех проявлениях вселенной |
Итак, космические сферы пятой декады представляют Макрокосм, а первая декада является своего рода отображением его в Микрокосме. Между двумя этими полюсами находятся Музы, Свободные искусства и Главные добродетели — архетипические силы, воспринимаемые душой в сфере чувствования, мышления и воли. Эти силы могут развить в человеке дар воображения, мышление и духовность. Все это отображает идеал эпохи Возрождения, рожденный неоплатоническими академиями, вдохновлявший художников, писаталей и музыкантов, давший начало великой творческой работе человека по перестройке ограничивающих социальных форм средневековья и дополнительный импульс свободным духовным исканиям.
Таким образом, очевидно, что символизм этих карт берет свое начало в неоплатоническом и герметическом течениях, но не ограничивается лишь этим периодом. Изображения этой очень ранней колоды отображают данную совокупность герметических идей. Возможно, что Тарокки Мантеньи явились источником архетипических форм для некоторых более поздних и более знакомых нам колод Таро. Проследим видимые параллели:
Мантень | Современное Таро | Мантень | Современное Таро |
1. Нищий | Глупец | 36. Сила | Сила |
2. Ремесленник | Маг | 37. Справедливость | Справедливость |
8. Король | Иерофант | 43. Венера | Влюбленные |
9. Император | Император | 44. Солнце | Солнце |
10. Папа (N.B. здесь Папа — женского пола) | Жрица | 45. Марс | Колесница |
27. Поэзия | Звезда | 46. Юпитер | Мир |
34. Умеренность | Умеренность | 47. Сатурн | Смерть |
Не может ли оказаться, что наши современные карты Таро происходят из герметических идей, лежащих в основе эпохи Ренессанса, а не от еврейской Кабаллы? Я уверен, что эта точка зрения заслуживает некоторого внимания, несмотря на то, что она может перевернуть устоявшиеся и прочно укоренившиеся оккультные идеи двадцатого века