Этот материал тоже написан по мотивам форумных дебатов. Многолетних дебатов. Яростных дебатов.
Начинаются они с малого: приходит некто, пишет безграмотное сообщение, после прочтения которого создается впечатление, что человек и начальной школы не закончил. И тут форум резко делится на две части: одна часть форумцев потрясает орфографическими словарями; вторая кричит, что вся эта грамотность – «типа, заморочки!» и что «нечего этим нас, великих, грузить!»
Сразу оговорюсь: я принадлежу к первой части, потрясаю орфографическим словарем и призываю в свидетели великих богов Синтаксиса и Пунктуацию. Или просто тихо хмыкаю про себя. Или – что чаще – закрываю такое сообщение сразу. Редко – отвечаю, но исключение лишь подтверждает правило.
Сторонники позиции «грамотность – это лишние заморочки!» приводят обычно следующий аргумент: «А вот бабки в деревнях лечат и так!»
Ведун и знахарь действуют на интуиции, не всегда понимая, что именно они делают и как. Это определенный вид, уровень работы, он не лучше и не хуже остальных, но большинство присутствующих в сетевой колдовской «тусовке» так или иначе претендуют на путь Знания. Они могут находиться в самом начале этого пути, они могут топтаться вообще у входа, еще не сперешагнув порог, но все-таки в их целях присутствует именно Знание.
Ведун может быть необразованным и неграмотным. Маг – вряд ли. Маги во все времена были еще и учеными, изучающими самые различные науки. Образованность являлась – и является – одним из критериев человека знающего.
На это кто-то может возразить: «Но я не собираюсь становиться магом! Я иду по пути интуитивного познания, я собираюсь быть ведуном или шаманом!». И снова аргумент некорректен, потому что в этом случае вы вырываете понятие «ведун» и «шаман» из конктекста. Да, шаман племени, сохранившего родовой строй, возможно, и не умеет писать, но он существует в принципиально иной культуре! И в этой культуре также есть свои нормы и правила. Шаман может быть неграмотным, но есть целый ряд навыков, которые в ТОЙ культуре являются основополагающими и обязательными. И вряд ли он не умеет охотиться! Мы – сумеем выжить в той среде, в которой обитает шаман племени? Вряд ли. Мы не обладаем его навыками. Если мы, доказывая, почему мы можем не изучать орфографию и грамматику на своем пути, апеллируем к «безграмотному шаману», то тогда надо и научиться тому, что умеет он и чего не умеем мы. И уметь «совершать шаманские путешествия» для того, чтобы сравниться с этим «безграмотным шаманом», уверяю вас, недостаточно.
Есть определенные критерии социальной зрелости личности. И как бы мы ни отбрыкивались от социума, как бы ни кричали, что все это – «социальные заморочки» (вот еще один частый аргумент против обязательной грамотности), на самом деле мы существуем в социуме. Мы можем выбирать наиболее удобную для себя форму сосуществования с ним, но все же есть некие базовые условия для выживания в этом социуме.
Шаман обитает в своем социуме. Спросите любого знатока шаманизма, и он ответит, что шаман в контектсте родной культуры – всегда социально адаптированная личность. Ей присущи определенные «отклонения» в поведении, но шаман в этом социуме вполне успешно живет. И обеспечивает свою жизнь. То есть он умеет охотиться, ловить рыбу, чинить сети, делать стрелы и т.д. Мы живем в первобытно-общинном строе? Нет? Тогда при чем тут наш «путь шамана»? Давайте изучать шаманизм, но при этом основываться на том, что мы живем в иной среде, и соответственно, принимаем определенные правила ЭТОЙ среды.
В нашем социуме базовым критерием выживания и достижения какой-то приемлемой социальной ступеньки является грамотность. Да, Ищущий может поработать и дворником, коль судьба так сложится. Правда, я не видела, чтобы дворнику платили много. А ведь обычно мы хотим все-таки каких-то материальных удобств. Как минимум, свободы от необходимости подсчитывать каждую копейку. И недаром считается, что у мага должны быть в запасе профессии, которыми он может обеспечить себе средства для существования (и магия не применяется там, где результата можно достичь немагическими способами).
Я не скажу, что безграмотная личность в нашем социуме нежизнеспособна совсем. Но я бы сказала, что она плохо адаптирована. А идущий по пути магии не может быть плохо адаптированным к социальной жизни. Если он плохо адаптирован к социуму и при этом идет в магию, я делаю вывод, что он бежит от проблем, которые ему надо решать в первую очередь: от проблем с общением, от проблем с работой. Т.е. в этом случае уход в магию есть просто попытка компенсирвать собственную несостоятельность в обычной жизни. В Путь такой Ищущий пытается пуститься, потому что обычная жизнь для него из-за нерешенных проблем трудна, а Путь кажется чем-то более легким. Чем-то таким, где нет тех самых неприятных «рамок», которые вступающий на Путь начинает чернить изо всех: мол, это «заморочки социальные» и пусть это «обычные люди» ими заморачиваются, а мы… мы теперь великие, мАгучие и нам теперь море по колено.
Но ни маг, ни шаман не убегают от «обычной жизни»! Давайте почувствуем разницу.
Грамотность в нашем социуме является критерием отбора на более-менее хорошую работу. Без грамотности тоже можно как-то устроиться, и народ даже как-то устраивается, но исключение лишь подтверждает правило.
В любой компании из тех, которые я знаю, безграмотное резюме сразу же отправляется в корзину со словами: «Нам такие сотрудники не нужны». И неужели столько статей на серверах типа Job.Ru было бы посвящено тому, как составлять грамотное резюме, если бы грамотность не была важна при отборе на работу??
Безграмотность в нашем обществе, фактически, равна неумению добывать себе пропитание. Или плохому умению.
Также следует вспомнить, что правила грамматики были придуманы не для «понта», а лишь для облегчения письменного взаимодействия. Соблюдение правил грамматики – это умение организовать свою письменную речь, свою работу (ведь мы пишем не просто так, а с целью что-то донести до другого человека). Таким образом, то, насколько мы сумеем облегчить эту передачу информации, свидетельствует о том, насколько мы внутренне организованы. То есть насколько эффективно мы умеем работать. Могут ли маг или шаман быть неорганизованы внутренне? К сожалению, нет. Даже та видимая хаотичность, которая свойственна шаману, подразумевает просто иной вид внутренней организованности. Но сама организованность, так или иначе, присутствует.
И как быть с магией слова, если мы не можем организовать свою речь? Как быть с заклинаниями, которые мы рвемся прочесть на других языках, если мы не то что других языков, но и своего родного не знаем?
(с) Зау Таргиски